Добродетель любви в святоотеческом богословии (Часть 3)

Молитесь Богу с жаждой и любовью

Николаос Митропулос,
доктор философии

Согласно святому Василию Великому, любовь является вершиной всех добродетелей. Он неоднократно ссылается на «гимн любви» апостола Павла, который свидетельствует о несостоятельности закона, поскольку полнотой закона является любовь42, обладающая несравненно большей ценностью, чем иные добродетели43. Силы души происходят от Бога. Их принадлежность добру или злу зависит от их применения, следовательно, как любовь, так и ненависть могут идти на благо человеческой душе44.

Любовь, как к Богу, так и к ближнему, не является результатом обучения, но изначально дана как способность человеческой природе: «Любовь к Богу не есть что-либо учением приобретаемое. Ибо не у другого учились мы восхищаться светом, быть привязанным к жизни, не другой кто учил нас любить родителей и воспитателей. Так, или еще более, невозможно отвне научиться любви Божией, но вместе с устроением живого существа, разумею человека, вложено в нас некое прирожденное стремление, в себе самом заключающее побуждение к общению любви»45.

Любовь к Богу является следствием безраздельной любви к ближнему, которая становится подражанием и проявлением сущности Бога как любви ко всем46, а также доказательством подлинного следования учению Христа47, оставившего нам заповедь любви48.

Василий Великий особенно подчеркивает связь и взаимодействие, существующее между соблюдением заповедей и претворением в жизнь любви: «Любовь к Богу мы обретем только лишь соблюдая заповеди Господни. Посредством этого любовь к Богу будет долговечной и непрестанной»49. Становится очевидным социальная направленность мысли Василия Великого, поскольку любовь к Богу не существует без любви к ближнему50, что исключает побег от действительности.

Кроме того, ярко выраженный социальный интерес Василия Великого проявляется в его осуждении приобретения богатства, предполагающее безжалостное отношение к ближнему и недостаток любви: «Кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним. Но ты оказываешься имеющим “стяжания многа”. Откуда же это у тебя? Не ясно ли из этого видно, что собственное свое удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих? Поэтому чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви»51.

Помимо этого, накопление материальных благ трактуется, прежде всего, как идолопоклонство, поскольку извращает цель и объект любви: «Лукаво любить серебро так, как должно любить Господа Бога, всем сердцем своим, всею душею и всем помышлением своим. Тот, кто поступает так, вместо Бога служит мамоне, должную для Бога меру любви заменяя серебром».

Ко всему прочему, следствием воплощения в жизнь любви является не только отсутствие осуждения ближнего, но и глубокая печаль о его недостатках и, наоборот, переживание истинной радости о его духовных достижениях53. Однако источником подлинной радости и любви являются не личные достижения человека и пассивное переживание небесного состояния, но участие в жизни благодати тех, кто стремится к ней и ищет ее: «Душа, наполнившаяся плодами Духа (любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью) подвергается нападению чуждых помыслов, уничтожающих все прежде достигнутое»54.

Наконец, любовь, которая выражается в конкретных действиях, всегда дополняется истинной верой. Иначе жизнь становится ущербной в той мере, в какой она лишена и любви, и истинной веры, как ранее было отмечено апостолом Павлом55.

Согласно Григорию Нисскому, любовь является удивительной добродетелью, вбирающей в себя веру, надежду и терпение: «…достигший совершенства любви с первообразом совершенства имеет и все соединенные с ним виды добродетелей56. Спасает ли вера, спасаемся ли надеждою, ожидаем ли благодати от терпения – “любовь всему емлет, вся уповает, вся терпит”» (1 Кор. 13:7)57.

Любовь и соблюдение заповедей Христовых – это верный путь, ведущий к «земле обетованной»58. Христос является образцом любви и смирения. Вочеловечившись ради спасения людей, Он призывает их встать на путь, ведущий в Царство Небесное в той мере, в какой они любят Бога и ближнего59.

Ссылки:

42. «Кажется, что все учение о жертвах и всесожжениях заключается в учении о милости и любви, потому что весь закон сокращенно выражается в словах: «возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Мф. 19, 19)». Василий Великий «Толкование на книгу пророка Исаии». ed. P. Trevisan, San Basilio. Commento al profeta Isaia, 2 vols. Turin: Società Editrice Internazionale, 1939: 1, 27, 20-23.
«Возлюбиши Господа Бога твоего, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь Закон и Пророцы висят». Василий Великий «Толкование на книгу пророка Исаии». ed. P. Trevisan, San Basilio. Commento al profeta Isaia, 2 vols. Turin: Società Editrice ιnternazionale, 1939,10, 247, 27-30.
43. «Προς Μονάζουσι», ed. Y. Courtonne, Saint Basile. Lettres, 3
44. «На пользу разумной душе даровал Бог все способности, как способность любить, так и способность ненавидеть, чтобы, управляемые разумом, любили мы добродетель и ненавидели порок». Василий Великий Беседа на первую часть первого псалма. MPG 29, 405, 24-28.
45. Василий Великий «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах». MPG 31, 908, 27-35.
46. «Господа Бога нам следует любить всеми существующими в нас силами, любить ближних и врагов, чтобы стать совершенными, подражая благости нашего небесного Отца, солнце Которого восходит и для лукавых, и для праведных; на другое растрачивать силу своей любви непростительно». Василий Великий «Правила, изложенные в вопросах и ответах». MPG 31, 1149, 11-17.
47. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.13:34). И желая возбудить душу вашу к сей заповеди, в доказательство, кто Его ученик, потребовал не знамений и чудес необычайных (хотя в Духе Святом даровал силу и на это), но что говорит? “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин.13:35)». Василий Великий «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах». MPG 31, 917, 12-19. «Они научили все народы, окрестив их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, научая их хранить все то, что нам вам было велено. Хранящие явили Его любовь, и удостоились в ней остаться, как написано. Не хранящие же, выбрав противоположное, посрамились. Ибо говорит Господь: “Не любящий меня, слова мои не хранит. Имеющий заповеди Мои, и хранящий их, и есть любящий меня”». «О вере», MPG 31, 688, 9-19.
48. «Господь наш Иисус Христос оставил нам заповедь любить друг друга, как Он возлюбил нас, и апостол Павел научил нас относиться друг к другу с любовью, как доказательство вашего во Христе благочестия». «О крещении», MPG 31,1525,19-23.
49. «Περι αρετής και κακίας», MPG, 32, 1148, 11-15.
50. «Ибо я услышал от Бога, что в тех узнаются ученики Его, кто любит друг друга. Мир оставляю вам, мир мой даю вам». MPG 32, 1152, 22-31.
52. Василий Великий «К обогащающимся», ed. Y. Courtonne, Saint Basile. Homélies sur la richesse. Paris: Didot, 1935, 1, 46-50.
53. «Толкование на книгу пророка Исаии», ed. P. Trevisan, San Basilio. Commento al profeta Isaia, 2 vols. Turin: Società Editrice Internazionale, 1939, 1, 41, 13-19.
54. «В любви Христовой надобно скорбеть и сокрушаться о недостатках брата, радоваться же его преуспеянию. Не должно равнодушно смотреть на согрешающих или умалчивать о них». Василий Великий «О совершенстве в монашеской жизни». ed. Y. Courtonne, Saint Basile. Lettres, 3 vols. Paris: Les Belles Lettres, 1:1957; 2:1961; 3:1966: 22, 3, 3-7.
55. «В праведнике постоянно Божественное и небесное веселие, потому что в нем, несомненно, обитает Дух; первый же плод духа есть любы, радость, мир (ср.: Гал. 5, 22). Итак, радуйтеся праведнии о Господе». Василий Великий «Беседа на первую часть первого псалма». MPG 29, 324, 40-44.
56. «Строгость жития, не просвещаемая верою в Бога, не полезна сама по себе, и правая вера без добрых дел не в состоянии поставить нас пред Господом, но что должно быть то и другое вместе, да совершенен будет Божий человек (ср.: 2 Тим. 3, 17) и да не храмлет жизнь наша от недостатка в чем-либо, потому что спасает нас вера, – как говорит Апостол, – любовию поспешествуема» (Гал. 5, 6). Василий Великий Великий «К монашествующим».
57. «Достигший совершенства любви с первообразом совершенства имеет и все соединенные с ним виды добродетелей. Спасает ли вера, спасаемся ли надеждою, ожидаем ли благодати от терпения – «любовь всему веру емлет, вся уповает, вся терпит» (1 Кор. 13:7), как говорит Апостол. Григорий Нисский «Слово на день памяти Василия Великого, родного брата». In Basilium fratrem, ed. J. Stein, Encomium of Saint Gregory Bishop of Nyssa on his brother Saint Basil. Washington,
58. «Да будет присуще нам делание заповедей и кормило любви! Верно направляемые ими, мы достигнем земли обетованной, где находится великий град, которого художник и зиждитель есть Бог наш, Коему слава и держава во веки веков. Аминь». Григорий Нисский «О нищелюбии. На слова Евангелия: «понеже сотвористе единому сих», и следующие (Матф. 25, 40)». ed. A. van Heck, Gregorii Nysseni opera, vol. 9.1. Leiden: Brill, 1967, 9, 126, 28-33.
59. «Ведая о плодах смирения и о вреде гордости, подражайте Владыке, любя друг друга, пребывая в добре друг с другом, не страшитесь ни смерти, ни какого-либо иного наказания. Тем путем, которым Бог шествовал среди нас, – им и шествуйте к Богу, единым телом и единой душой направляясь к горнему званию, любя Бога и друг друга». Григорий Нисский «О цели [жизни] по Богу и об истинном подвижничестве», ed. W. Jaeger, Gregorii Nysseni opera, 8, 1, 71, 11-18.

1 Часть

2 Часть.

Источник: интернет-издания “Пемптусия”.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий