Добродетель любви в святоотеческом богословии

Библия

Николаос Митропулос,
доктор философии.

В этой статье мы хотим исследовать основополагающую добродетель христианской этики, любовь, то, как она отражена в творениях великих отцов Церкви.

Поэтому мы сочли необходимым рассмотреть достаточное количество текстов, чтобы представить учение святых отцов о добродетели любви. Святые отцы1 были избраны по критерию их авторитета и степени влияния, оказанного ими на последующих писателей, равно как и на основании их повышенного интереса к вопросам этики.

Статья содержит пространное введение, в котором даются основные понятия христианской этики и приводятся ее главные составляющие. Речь пойдет об исцеляющем характере христианской этики, о значении и получении человеком благодати, о возрастании роли тела в рамках христианской антропологии с параллельным отрицанием онтологической сущности зла, а также о функции воли и свободы на пути к обожению.

В основной части статьи мы исследуем творения святых отцов и приведем самые значительные их слова о любви, указывающие на христоцентричный и церковный характер всех добродетелей. Кроме того, становится очевидной связь любви с верой и надеждой, подтверждается единство всех добродетелей в христианской этике.

Первый Вселенский Собор - Афон, Великая Лавра

Введение

Прежде всего, поскольку речь пойдет о добродетели, необходимо подчеркнуть, что во всей святоотеческой литературе мы не найдем некой единой системы христианской этики. Это связано с общей убежденностью в том, что христианская этика не может быть описана посредством закрытых систем и объективных истин. Она представляет собой жизнь «во Христе»2 и, как следствие, не может быть ограничена никакими законченными понятийными схемами.

Кроме того, подводя итог большей части современной богословской библиографии, касающейся христианской этики, мы приходим к выводу, что данная этика обладает исцеляющим характером, поскольку грех трактуется как болезнь человеческой природы, а Церковь, в свою очередь, является «лечебницей душ и тел»3. Становится очевидно, что человеческая природа обнаруживает способность к спасению и исцелению4, если, проявив волю, человек встает на путь аскетической борьбы5. Человек должен с верой положиться на волю Святого Духа6, поскольку добродетели заложены в нас изначально7 и являются дарами8 Святого Духа9.

Также необходимо упомянуть и о некоторых «константах» христианской этики, связанных с христианской антропологией, таких как, например, различие тела и плоти10, где первое является нейтральным, с точки зрения этики, а вторая греховна11. Кроме того, необходимо сказать и о том, что трехчастное деление души, равно как и встречающееся в некоторых текстах описание четырех первичных, классических добродетелей, даются не в русле теории Платона12. Известно, что христианство не принижает роль тела, поскольку христианское учение о воскресении душ и тел коренным образом отличается от платоновского бессмертия души13.

Возвращаясь к разговору об этических воззрениях отцов Церкви, отметим, что общим местом святоотеческой антропологии является вина воли человека, но не человеческой природы в совершении зла14.

Таким образом, начиная с примеров текстов Василия Великого, мы говорим о врожденной добродетели, которая, однако, после грехопадения пострадала, но не была уничтожена полностью. В результате этого, зло приравнивается к болезни15. Стяжание добродетелей – зеркало, показывающее восстановление падшей природы человека. Они присущи его природе16, в отличие от злодеяний и пороков, которые этой природе противоречат17.

Святые отцы единогласно отмечают, что победа над страстями достигается исключительно с помощью стяжания добродетели. Всякая страсть сокрушается и изгоняется из души только соответствующей добродетелью18. Тем не менее, добродетели не объединяют душу с Богом, а лишь делают ее восприимчивой и подготавливают к этому единению19. Единение является результатом принятия человеком Божественной благодати, осуществляемого свободно.

Ссылки:

1. Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник.
2. Г. Матзаридис, Христианская Этика, изд-во Пурнара, Салоники, 1991.
3. М. Бегзу, Ελευθερία ή θρησκεία; Οι απαρχές της εκκοσμίκευσης στη φιλοσοφία του δυτικού μεσαίωνα, εκδ. Γρηγόρη. Αθήνα, 1991. С.147-148.
4. К. Корнараки, Η διαλεκτική του φιλοκαλικού ήθους. Παθογόνος και νηπτική αυτοσυνειδησία. Δύο πόλοι μετανοίας από τον αββά Δωρόθεο, εκδ. Αρμός. Αθήνα 2002. С. 170.
5. И. Аггелопулу, Η αμαρτία. Αθήναι, 2002. С.109.
6. В. Татаки, Μελετήματα χριστιανικής φιλοσοφίας, εκδ.Αστήρ. Αθήνα, 1967.С.64-65.
7. «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:4-5). Evangelium secundum Joannem, ed. K. Aland, M. Black, C.M. Martini, B.M. Metzger and A. Wikgren, The Greek New Testament, 2nd edn. Stuttgart: Württemberg Bible Society, 1968.
8. «Отрыв христианских этических начал от целостного таинства жизни во Христе является самым распространенным ошибочным пониманием христианства и возвращением в сферу закона. Заповеди христианства немыслимы при отсутствии глубокого понимания смысла новой жизни во Христе. Христианская этика не существует без Христа и его благодати. Христианские добродетели достигаются не за счет соблюдения объективных нравственных начал, но посредством живой связи и общения с Богом». См. Г. Матзаридис, «Нравственность и Откровение», Салоники, 1969.
9. Г. Матзаридис,, Ή Ηθική στην κρίση του παρόντος η πρόκληση του μέλλοντος,Τρίτη ανανεωμένη έκδοση, Εκδόσεις Π. Πουρνάρα, Θεσσαλονίκη 1995,σ.59. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера». (Гал 5:22-23). Epistula Pauli ad Galatas, ed. K. Aland, M. Black, C.M. Martini, B.M. Metzger and A. Wikgren, The Greek New Testament, 2nd edn. Stuttgart: Württemberg Bible Society, 1968.
10. «Под плотью понимаются греховные волеизъявления человека, которые распространяются и на его духовную природу». См. Μ.Μπέγζου, Ψυχολογία της Θρησκείας, εκδ. Ελληνικά Γράμματα. Αθήνα, 1996. С.49.
11. Уже со времен апологетов известно морфологическое сходство, равно как и существенные различия между античными и христианскими антропологическими воззрениями. Сходство выражается в функционировании «семенного логоса» (logos spermatikos) у всех народов: «…Не потому, что учение Платоново совершенно различно от Христова, но потому, что не во всем с ним сходно, равно как и учение других: стоиков, поэтов и историков. Ибо всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божьим». Apologia secunda, ed. E.J. Goodspeed, Die ältesten Apologeten. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1915,13,2,2-3,2.
12. К. Вудури, «Η ενότητα της ελληνικής αρετολογίας και οι θεμελιώδεις αρετές». С.29-37. Η ηθική φιλοσοφία των ελλήνων,εκδ. Κ.Βουδούρη. Αθήνα, 1996.
13. М. Бегзу, Ψυχολογία της Θρησκείας, εκδ .Ελληνικά Γράμματα. Αθήνα, 1996. С.100-102.
14. Владимир Лосский, Очерк мистического богословия Восточной Церкви.
15. «И в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь: так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла. Всякое же зло есть душевный недуг, а добродетель соответствует здравию». «Беседы на Шестоднев». Homiliae in hexaemeron, ed. S. Giet, Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron, 2nd edn. Sources chrétiennes 26 bis. Paris: Cerf, 1968, 9,4,1-15.
16. См. «Беседы на Шестоднев». Homiliae in hexaemeron, ed. S. Giet, Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron, 2nd edn. Sources chrétiennes 26 bis. Paris: Cerf, 1968, 9, 4, 1-7.
17. Сходство между стоической и христианской терминологией лишь внешнее. Согласно стоикам, естественные добродетели, например здоровье, и противоречащее природе зло, такое как болезнь, являются нейтральными с точки зрения этики. См. Στωικών Φιλοσόφων, Αποσπάσματα,ed., Amim, Johann von, Stoicorum Veterum Fragmenta, 3 vols, Teubner, Leipzig,1905 (repr. Stuttgard 1968). С. 119.
Есть и другое употребляемое стоиками понятие «по природе», связанное с всеобъемлющей природой, являющейся сущностной основой всего, с которой человек должен находиться в гармонии. Лишь так человек может исполнить свое онтологическое предназначение. Соответствие человека предписаниям Природы, всеобъемлющего Слова является основой стоической этики, выражается в «жизни согласно природе», соответствующей в стоической философии счастью.
18. Ά. Κεσελόπουλου, Πάθη και αρετές στη διδασκαλία του Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά, εκδ. Δόμος. Αθήνα, 1986. С.118-119.
19. Ά. Κεσελόπουλου, Πάθη και αρετές στη διδασκαλία του Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά εκδ Δόμος. Αθήνα, 1986. С.123.

Источник: интернет-издания «Пемптусия».
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий