Гомеопатия и православие

Гомеопатия

Статья профессора А.М.Бутенина. Бутенин Алексей Михайлович (1952—2008) — к. м. н. (1986), профессор (2001), консультант Московского гомеопатического центра (МГЦ), заведующий кафедрой гомеопатической пропедевтики Московского Института Гомеопатии (с 1999), Учёный секретарь Московского отделения Российского гомеопатического общества (РГО) (с 1998), член Редакционной коллегии журнала «Гомеопатический ежегодник» (с 1997).

Несмотря на успехи, современная Гомеопатическая практика испытывает критику и нападки не только со стороны конкурирующей терапевтической аллопатии, но и некоторых представителей РПЦ, где Гомеопатическая практика обвиняется в антирелигиозности.

Причинами такой критики являются:

-слабость и низкая квалификация, а также отклонения от классического направления некоторых гомеопатов, делающих нашей отрасли медицины явную антирекламу;
-социальный заказ фармацевтических фирм, заинтересованных в продвижении своего товара на российский рынок, а также нарастающая конкуренция на рынке медицинских услуг;
-элементарное незнание, невежество и нежелание видеть несомненные положительные результаты ГП — лечения, а также слышать одобрительные высказывания самих представителей РПЦ.

Речь о. Иоанна Кронштадтского при открытии ГП-аптеки и лечебницы 17.10.1892:

"Ваше учреждение или ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curentur», — метод самый разумный и верный. Сама божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. И вот Творец Сам снизошёл к Своей твари, восприняв на себя всю природу человека, кроме греха и страстей его; Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и Своё совершенное человечество, соединённое с Божеством, как целебный пластырь к ране, прилегает к острупленному грехом и болезнями человечеству, предлагая душам грешным Свой Богочеловеческий пример и Свои целебные и блаженные заповеди, а тело врачуя Своею Божественною Десницею, или одним творческим словом, или приложением подобного к подобному, например, брения, составленного из земли и Своей животворной слюны, к очам слепого. Прежде креста, смерти и воскресения Своего, Он установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее Таинство причащения пречистого Тела и Крови Своей, соединённых с Божеством. Значит, друзья, Вы в Самом Богочеловеке имеете пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда вашим всесильным Помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего тлением человечества!''

Гомеопатия в России появилась в самом начале Х1Хв и все представители русского царского дома и двора были православными прихожанами и обязательно получали на ГП благословение от своих духовников. Не удивительно, что более дешёвая, эффективная и безвредная ГП недолго оставалась придворной и сразу же проникла в русскую армию, солдаты которой даже в ходе военных действий гибли в основном от эпидемий, госпитальных инфекций и раневых лихорадок. Когда противники ГП уже почти добились её осуждения в Государственном совете, сам Господь распорядился показать её успешность в лечении грозной и мало известной тогда Азиатской холеры, в борьбе с холерой к врачам-гомеопатам присоединились и «гомеопаты-поневоле» — дворяне и помещики, в первую очередь ощутившие колоссальные убытки от гибели своих крестьян.

Представитель дворянского рода адмирал граф Николай Семёнович МОРДВИНОВ, путём активной переписки собрал точную статистику ГП-лечения холеры, смертность при котором оказалась всего 8%, то есть в 5 раз ниже, чем у аллопатов! Познакомившись впервые с ГП при удачном исцелении своей жены гомеопатом доктором Германом от тяжёлой лихорадки, Мордвинов Н.С. затем становится активным пропагандистом ГП, даже вносит в Государственный совет проект внедрения ГП в государственную медицину.

Громадный вклад в развитие мировой ГП внёс орденоносец, герой войны 1812, дворянин-ополченец от СПб, КОРСАКОВ Семён Николаевич (1788—1853), который после армии в своём имении Тарусове исцелил тысячи тяжёлых больных.

Не меньшим патриотом России был и талантливый писатель, автор «Словаря живого великорусского языка» ДАЛЬ Владимир Иванович много лет работал военным хирургом, вылечил сотни больных. Вятский корреспондент в 1873 г. сообщал:

«Многие сотни священников Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, которые с пользой занимаются гомеопатическим делом, и, посредством лечебников, оказывают пособие сельскому населению».

Великому, Всеблагому и Неисповедимому Промыслу Божию угодно было, чтобы гомеопатическая больница, благодаря Монаршим щедротам, была неразрывно связана с священным для России именем Монарха-Освободителя Государя Императора Александра II.

Из жития Святого Игнатия Брянчанинова

«В мае 1862 года епископ Игнатий принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от владыки медикаментами (гомеопатическими). Таких больных стекалось очень много, один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а владыка отмечал какое кому дать лекарство, число приёмов и диету, если таковая оказывалась нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя».

Из писем Феофана Затворника:

"...Но вы всё болеете. Хотите прибегнуть к гомеопатии? Добре!.. "; «Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное действие оказала в полдня.»

Оптинский воспитанник (с 1864) схиархимандрит Гавриил Седмиезерскии (Зырянов, 1844—1915) уже на склоне лет, находясь в Спасо-Елеазаровой пустыни (под Псковом) лечил страждущих и сам принимал гомеопатические лекарства. Весть о новом благодатном, мудром и любвеобильном старце приводила в Елизарову пустынь всё новых богомольцев; среди них часто обращались к старцу и телесными болезнями. Исцелённые со слезами кланялись старцу в ноги и благодарили его за исцеление. Но старец, разделяя их радость, внушительно им заметил: «Я тут ни при чём — Царицу Небесную благодарите!..» Но так как подобные случаи не оставались неизвестными народу, то старец стал более прибегать к гомеопатическим лекарствам, давая больным капли и крупинки, и многих вылечивал от серьёзных и трудных заболеваний.

Иоанн Крестьянкин архимандрит рукоположен в священники патриархом Алексием I (Симанским), в своих наставлениях духовным чадам рекомендует применять гомеопатическое лечение:

«Дорогая...Маме скажи, что многие святые лечились гомеопатией. Святителъ Игнатий Кавказский только ею и поддерживал свой крайне слабый телесный состав, а дух-то каков? А кто и что сейчас изобретает от скудости ума и изобилия — это нам не указ, одно ясно: и то, и другое — плотское мудрование. Верующему же всё во благо, что по вере и всё в помощь или научение. С Богом всё хорошо, и ничего не вредит нам».
«Дорогая о Господе А! Я Вам приведу в пример Святого епископа Игнатия Брянчанинова, который всю жизнь лечился гомеопатическими лекарствами, и это не помешало ему стать святым. Купите лекарство, осените его Крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь благословенны Господом на пользу Людям. Умудри Вас Господь и помоги.»

Великий гомеопат Кент утверждал:

«Мы не знаем, как действует гомеопатическое лекарство, но Бог знает!»

И ещё:

« Человек, который не может верить в Бога, не может стать Гомеопатом» (A man who cannot believe in God cannot become a Homoeopath) (афоризм № 289 из программы Сага professional).

Таким образом, ГП, как отрасль медицины, может успешно применяться высокопрофессиональным, и особенно верующим Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич, 1829—1908) был духовным наставником имп. Александра III, также 30 лет был духовником свм. мтрп. Серафима Чичагова. Духовная дочь св.Праведного Иоанна Кронштадтского Екатерина Духонина в своём, дневнике 19.5.1900 пишет:

"Узнав о моей болезни, очень пожалел и сказал.: "Гомеопатию принимай, но особенного какого-нибудь лечения не нужно, усердно молись Господу, да почаще приобщайся, Господь милостив».

Антоний Ильин, священник, в статье («Православна ли ГП?», Российская православная газета «БЛАГОВЕСТ» №6 (78) июнь 2000. «История гомеопатии в России») писал:

«... ГП и Русскую Православную Церковь связывает давнее благодатное соработничество на ниве исцеления душ и телес. Православные пастыри минувшей эпохи воспринимали гомеопатию как подлинно христианскую медицину, позволяющую видеть и врачевать в человеке не отдельные болезни, а целостную личность в совокупности её духовного, душевного и телесного страдания. Отрадно, что многие почитаемые в народе Божием духовники и старцы дня сегодняшнего (в частности, митр. Антоний Сурожский, о.Иоанн Крестьянкин, о.Николай Гурьянов, о.Кирилл Павлов и др.) понимают это, благословляя и врачей, и болящих прибегать к помощи гомеопатического метода».

Причисленный к лику Святых РПЦ применявшие и благословлявших ГП-метод:

АРСЕНИЯ Добронравова игумения Шуйская, преподобномученица, (1879- 1939), память 10 января.
ВАРСОНОФИЙ Оптинский (Плиханков ), (1845—1913), прославлен 2000-РПЦ, память 11 октября.
ВЛАДИМИР (Богоявленский ), мтрп. Киевский и Галицкий, св -мученик, (1848—1918), память 25 января.
ГАВРИИЛ Седьмиезерский (Зырянов ), схиархимандрит (1844—1915), память 24 сентября и 4 октября.
ЕЛИСАВЕТА ФЁДОРОВНА, новопреподобномученица, великая княгиня, (1864—1918), память 1 июля.
ИГНАТИЙ, (Брянчанинов), епископ Кавказский, святитель, (1807—1867), прославлен 1988-РПЦ, память 30 апреля.
ИЛАРИОН Верейский (Троицкий), архиепископ, свмч (1886—1929), память 10 (23) мая и 15 (28) декабря.
ИОАНН Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич), святой праведный, (1829—1908), память 20 декабря.
ИОСИФ Оптинский (Литовкин Иван Евфимович), преподобный, (1837—1911), память 11 октября.
ЛЕВ Оптинский (Наголкин Лев Данилович), преподобный (1768-184), прославлен 2000-РПЦ, память 11 октября.
ЛУКА Крымский (Войно-Ясенецкий), архиепископ, священноисповедник, (1877—1961), память 29 мая (11 июня).
МАТРОНА (Никонова Матрона Дмитриевна), блаженная (1881—1952), память 19 Апреля
ПАВЕЛ (Романов Павел Александрович, мл сын имп. Александра 2), новомученик ( -1919), прославлен 1981.
СЕРАФИМ Вырицкий (Муравьёв Василий Николаевич), преподобный, (1866—1949), память 21 марта.
СЕРАФИМ, мтрп Петроградский (Чичагов Леонид Михайлович), свмч, (1856—1937), память 28 ноября.
СИМЕОН (Холмогоров Михаил Михайлович), преподобномученик, (1874—1937), прославлен 1981-РПЦЗ
ФЕОДОР, архиепископ Волоколамский, в схиме ДАНИИЛ (Поздеевский).: свмч, (1876—1937), память 10 октября.
ФЕОФАН Затворник Вышенский (Говоров Георгий Васильевич), святитель (1815—1894), память 10 января.

Центральной фигурой нашей темы является ЧИЧАГОВ Леонид Михайлович (1856—1937), потомок древнего аристократического рода, первопроходцев, географов, адмиралов и военно-морских министров, герой-орденоносец русско-турецкой войны 1877—1878 гг., художник-иконописец и композитор, писатель и проповедник, главный движитель прославления прпд. Серафима Саровского (1903), поборник единства и один из высших иерархов Русской Православной Церкви, причисленный к лику Святых (1997). До своего священничества по благословению св. Праведного Иоанна Кронштадтского занимался успешной медицинской практикой и разработал самобытную русскую систему лечения ГП-средствами. ЧИЧАГОВ резюмировал свою лечебную систему в двухтомнике «Медицинские беседы», 1-й том которого — история медицины со времен Гиппократа до современности, а 2-й — солидное терапевтическое руководство по лечению разных групп заболеваний с помощью ГП-лекарств. Он всегда с одобрением цитировал ведущих гомеопатов той эпохи, а, став священнослужителем, никогда потом не отрекался от ГП, своей лечебной системы и деятельности. В книге «Что служит основанием каждой науки» дал единственно-правильное научное обоснование гомеопатии с позиций Православия:

«Господь дал человеку растения для здоровой жизни. Из них и надо получить лекарства посредством измельчения материального и высвобождения заложенной в них Божественной целебной силы. При высоком профессиональном и моральном уровне гомеопату позволено подобрать по принципу ПОДОБИЯ лекарство из созданного Творцом источника (например, растения) для Богом же созданного человека.»

В Ново-Голутвином мнстр (г.Коломна) существует православный медицинский центр, где есть 7 гомеопатов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Гомеопатия и православие”

  1. Михаил:

    Никаких ссылок на источники, как и во всех утверждениях гомеопатов. Вот где и когда Лука Крымский говорил о гомеопатии? Также и речь Иоанна Кронштадтского, она передана журналисту со слов гомеопата... что на самом деле было сказано мы не знаем, и журнала в котором это якобы сказано в глаза никто из современников не видел. Да и надо понимать, что современные гомеопаты не святые, и сколько бы они брений не сделали, едва ли отверзят очи слепому, тут молитва нужна, а не сахарные шарики. А суть гомеопатии «Гомеопатию принимай, но особенного какого-нибудь лечения не нужно...».

Оставить комментарий