Иисус Христос (продолжение)

Анри Дидон

Глава пятая. Иисус в Иерусалиме во время Пасхи 781 года.
Первое апостольство в Иудее

Анри Дидон, Иисус Христос Путешествие из Капернаума в Иерусалим состоит из четырех или пяти переходов. Но мы ничего не знаем о случайностях, ознаменовавших этот путь, о различных остановках Иисуса, Его беседах, думах, наконец, Его молитвах. Однако Учитель не проходил уже незамеченным, как бывало прежде, когда присоединялся к галилейским караванам, чтобы идти на празднование Пасхи.

Теперь молва о Нем уже переходила из уст в уста. Видя Его, окруженного учениками, каждый говорил: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского»1. Внимание толпы росло. Все, что соприкасается с религиозным чувством, возбуждает наибольшее любопытство на Востоке. Отмеченный среди народа проповедью Иоанна, Иисус проходил, окруженный известным ореолом, еще раньше того, как проявил свое могущество.

Наплыв богомольцев в Иерусалим на Пасху был так велик, что стены города не вмещали всех прибывших, большинство из них располагалось в предместьях города, соседних деревушках, наконец просто в палатках, во множестве раскинутых под открытым небом. Галилеяне останавливались обыкновенно на Масличной горе, близ Вифагии и Вифании.

Предполагают, что там стоял караван-сарай. Обыкновенно галилеяне приходили в храм утром, проводили целый день в городе, а вечером возвращались к себе в караван-сарай или расходились по соседним деревням. Весьма вероятно, что Иисус, как и в прежние времена —что видно из обстоятельного повествования четырех Евангелистов по поводу последней Пасхи — пользовался гостеприимством друга своего Лазаря в Вифании, и что Он совершил оттуда вход в Иерусалим.

Следуя по дороге, пересекающей Масличную гору, стоит только подняться на вершину, и Иерусалим разом развертывается перед вами на западе из-за Кедронской долины; его купола, террасы, дворцы и башни раскинулись по пяти холмам, окружая эти последние высокими стенами. Офель и Сион, Акра и Вифзета подымаются на заднем плане амфитеатром вокруг горы Мориа, которую венчает громадное здание храма2.

Площадь, занимаемая священными зданиями, представляет правильный квадрат, каждая сторона которого равняется пятистам локтей3; вся площадь обнесена толстыми стенами наподобие укреплений. Восемь тяжелых ворот, охраняемых высокими башнями, защищали вход. В северо-западном углу квадрата выделялась из-за окружающих террас и колоннад четырехугольная масса белого мрамора, отделанная золотыми украшениями, высотой в сто локтей: это Гиерон, пылающий как пламя и сверкающий подобно снегу. Если смотреть на это богатое собрание зданий издалека, картина открывалась поразительная: угрожающий вид крепости смешивался в воображении с представлением о пышном дворце.

Вся душа, весь национальный гений Израиля, руководимый религиозным чувством, был вложен в создание этого храма. Для Израиля не существовало ничего более священного, чем эти стены, это место, избранное самим Богом для Своего народа; один вид Иерусалима вызывал восторг; каждый стремился хотя раз в жизни поклониться ему, принести жертву на алтаре храма. Даже теперь, две тысячи лет спустя, когда от великого памятника остались одни только развалины, израильтяне устремляются туда со всех концов света, чтобы облобызать эту землю, оросить ее слезами, припасть к ней и излить все упования, волнующие их души.

Проходя одними из наружных ворот, вступаешь в преддверие храма и двор язычников. Два портика окаймляют стены с запада на восток и на юг; первый называется портиком Соломона, второй — Царским. Портик Соломона состоял из трех рядов колонн белого мрамора высотой в двадцать пять локтей; они стояли на площадке, вымощенной разноцветными камнями, и поддерживали крышу из резного кедра.

Преддверие было открыто для всех, для евреев и язычников, отлученных от Церкви, еретиков и правоверных, принявших очищение, и нечистых.

Богато отделанная каменная балюстрада и сзади нее, на расстоянии десяти локтей, высокая стена отделяли двор язычников от евреев. В балюсграде было проделано тринадцать дверей; перед каждой из них стоял столб с надписями, угрожающими смертью недостойному, дерзнувшему преступить порог. Задняя стена балюстрады была вышиной в двадцать пять локтей и имела девять дверей: четыре на север, четыре на юг и одну на восток, прозываемую Прекрасной, или Коринфской. В каждую из них вело крыльцо о четырнадцати ступеней; нужно было подняться на это крыльцо, чтобы войти в притвор для женщин. Он был окружен простым портиком из нескольких рядов колонн; между колоннами, на некотором расстоянии друг от друга, были расставлены кружки для сбора приношений набожных израильтян4.

Несколько впереди притвора для женщин и отделенный от него балюстрадой, помещался двор Израиля, предназначенный для мужчин; глубина его была пять метров; в него вела массивная бронзовая дверь — дверь Никанора, увенчанная огромной башней. Чтобы войти в эту дверь, подымались на крыльцо вышиной в пятнадцать ступеней; в известные дни духовенство распевало там под звуки инструмента знаменитые псалмы «восхождения».

За двором Израиля и отделенный от него новой балюстрадой возвышался двор для священников. Всю середину его занимал большой престол с жертвенником; множество мраморных столиков и медных принадлежностей для заклания жертв было разбросано по сторонам.

Позади жертвенника возвышается Гиерон — жилище Иеговы. Тяжелая двухстворная дверь с золотыми инкрустациями, увенчанная золотой ветвью винограда, закрывает вход в эту святыню. Внутренность ее состоит из двух больших квадратных отделений, разделенных широкой Вавилонской завесой, на которой изображены херувимы с большими крыльями: это завеса храма. Первое отделение называется Святилищем: у его северной стены находится стол с хлебами предложения; южнее стоит золотое паникадило с семью подсвечниками; западнее возвышался жертвенник, на котором два раза вдень — утром и вечером — воскуряли фимиам в честь Иеговы.

Позади завесы нет ничего. Святая Святых пуста. С тех пор как исчез ковчег завета, отделение это заключало в себе только один камень, названный основанием (Schethiya), как суровый символ Того, Кто служит основанием всему5.

Еврейский храм является исключительно жилищем божества. Христианский храм одинаково предоставлен Богу и человеку; древний предназначен только Богу: Он там один. Святилище — Его келья «cella»: она недоступна никому, кроме первосвященника, и окружена многочисленными сенями, портиками и коридорами; там толпятся верующие всех классов и народностей, чтобы, сообразно собственному достоинству, наиболее приблизиться к Богу, присутствующему в глубине этого таинственного святилища.

Только один первосвященник и то однажды в год имел право входа в Святая Святых. Священники и левиты могли прикасаться только его стен. Сам народ Божий смотрел на Святилище издалека. Нечестивые и язычники стояли у Коринфских ворот; они едва различали его очертания среди облаков фимиама и жертвенного дыма и огня.

На этих дворах язычников и израильтян произойдет большинство событий из общественной жизни Иисуса. Он появится там теперь же, чтобы поступком, полным энергии и силы, вызвать удивление народа, смутить Синедрион и представителей духовной власти.

Прибыв в Иерусалим, Иисус направился прямо в храм6. Как и все богомольцы, идущие с Масличной горы, Он должен был вступать через ворота Сузы, выходившие на Кедронскую долину; ворота эти вели в портик Соломона и двор язычников, называемый Первым храмом.

Перед приближением больших праздников и в особенности Пасхи толпа народа теснится в обширных галереях храма; это постоянное движение взад и вперед, шумное и беспорядочное. Менялы расставили там свои конторки. У евреев существовал обычай, что все необходимое для очищения и жертв должно было оплачиваться священной монетой. И вот менялы открыли здесь свою деятельность и, презирая закон, обратили эту операцию в настоящий торг. Часть двора занимали быки, коровы, ягнята и овцы. Животные эти составляли целые стада и были отделены изгородью, точно на бойне. Несколько выше расположились торговцы голубей, горлиц, воробьев, а рядом с ними открыли свои прилавки продавцы масла, ладана и вообще всего необходимого во время службы в храме. Крик животных смешивался с говором толпы, прения фарисеев и саддукеев с голосами торговцев. Корыстолюбие, алчность, жажда прибыли подавляли наиболее святые чувства, вызывали массу злоупотреблений и встречали все-таки поддержку тех, которые должны были явиться самыми непреклонными судьями и преследователями всего этого. Учители и раввины прекрасно умели читать проповеди на тему об уважении к храму. Чтобы никто не приводил в храм животных, не входил обутым и с кошельком, не отряхнув прах от ног своих. Чтобы никто не осквернял дороги в храм, говорили они. И однако, слыша звон монет, видя торговлю жертвенными животными, можно было подумать, что это не место молитв, а рынок или базар.

Изгнание торгующих из храма.  Афон, Карулья, исихастирион Св.Саввы Сербскаго

Понятно, что подобное зрелище должно было всегда возмущать Иисуса; однако Он страдал молча. Теперь, наконец, час действовать настал. Иисус дал полную свободу негодованию и гневу. Он схватил веревки, которыми были связаны животные, сделал из них бич и принялся изгонять из храма торговцев с иx быками и овцами; потом разбросал деньги менял, опрокинул столы и «сказал продающим голубей: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»7.

Его могущество было неотразимо; все подчинились ему; глядя на Него, ученики припомнили слова псалма, в котором говорилось о Мессии: «ибо ревность по доме Твоем снедает меня»8. В этом святом гневе  есть, в самом деле, что-то божественное. Один человек, почти незнакомый, не облеченный общественной властью, разгоняет с бичом в руке всех торговцев с их животными — и никто не протестует: ни народ, ни смотрители храма, ни, наконец, стража. Понятно, что такой человек должен проявить величие и энергию, достойные самого Бога; Он совершает не простой акт блюстителя порядка, Он становится пророком, реформатором и Мессией; Он поступает не только как посланник Бога, но как господин; Он распоряжается жилищем Иеговы, как собственным; это дом Отца Его; Он имеет право изгнать оттуда все, что оскорбляет самый дом.

Сознание человеческое преклонилось, преклоняется и поныне перед этим гневом Иисуса. Весьма вероятно, что толпа отнеслась не без симпатии к новому пророку, восставшему против тех, кто торговал святыней под сенью самого храма. Народу всегда нравится решительность и смелость человека, возмущающегося против злоупотреблений.

Когда первые минуты удивления прошли, смотрителям храма указали на Иисуса. Те подошли к Нему и сказали: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?»9

Иисус ответил теми загадочными словами, которые слушатели не всегда понимали, но являвшимися пророчеством, объяснение которого принадлежало будущему.

«... разрушьте храм сей, — сказал Он им,—и Я в три дня воздвигну его». Святой Иоанн, очевидец этой сцены, рассказывая о случившемся, спешит прибавить, что Учитель говорил о храме тела своего —истинный Храм, в котором обитало Само Божество, — который евреи должны были разрушить, а Сам Он вновь воздвигнуть. Ошибочно понимая ответ Иисуса, евреи воскликнули:

«...сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешьего?»10

Злоупотребления, против которых Иисус восстал по праву Мессии и именем Божественного Сына, упрочились благодаря покровительству власти; ими пользовались, вместо того, чтобы изгонять. Два года спустя — накануне того, как Он был предан — Иисус, распоряжаясь еще полновластным хозяином в доме Отца Своего, вторично изгнал тех же торговцев с волами и овцами, опрокинул столы менял, разбросал кучками стоящие на них монеты. Но если Его старание и не привело ни к чему в смысле наглядного преобразования, тем не менее Он достиг высшего результата и желаемых впечатлений: Христос показал Себя перед лицом народа и еврейских властей Господином Храма и Сыном Божиим. Слух о происшедшем не мог не распространиться. Новый пророк возбудил внимание общества; Он был признан народом, но Его поступок оскорбил и затронул старейшин и начальников, духовенство и его приверженцев, людей стоявших за установленные обычаи и общественную тишину, словом, всех представителей власти.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий