Иисус Христос (продолжение)

Анри Дидон

Книга третья. Апостольство в Галилее. Царствие Божие

Глава первая.  Галилея и Царствие Божие

Анри Дидон, Иисус Христос Услышав о заточении Иоанна в темницу, Иисус оставил Иудею и удалилсяв силе Духа в Галилею1, для того, чтобы проповедовать там Евангелие Царствия Божия2.

Еврейское предание, со времени Вавилонского пленения, делило землю Израильскую на три части: Иудею, Перею, по ту сторону Иордана, и Галилею3. Самария считалась вне этого подразделения; учителя избранного народа отказывали ей в преимуществах, связанных со священной страной. Несмотря на это, однако, они не смешивают ее с языческой территорией. Ее воды, жилища и дороги, учит их полная формализма вера, не оскверняют истинного, верного иудея4.

Во времена Иисуса деление это обуславливалось и языком, и народными воззрениями5.

Земля Иудейская затмевала все остальные. В то время, когда Галилея носила унизительное название ≪языческой области≫, Иудея оставалась привилегированной и священной страной, областью, где находились столица, Храм, средоточием власти, политическим, национальным и религиозным центром.

Галилея и Перея, расположенные по обеим сторонам Иордана, составляли со смерти Ирода тетрархию, управляемую его сыном, Антипой. Сама Галилея славилась во всей Палестине плодородием почвы и разнообразием местоположений. Территория Тира и Сидона, голубая цепь Кармила ограничивают ее с запада, а Самария — с юга; на севере она простирается до реки Леонтеса и Антиливана; на востоке граничит с верховьями Иордана, Геннисаретским озером и территориями Гад ара, Иппона и Скифополиса. Все красоты природы соединились в этом уголке земли, имеющем на всем своем протяжении не более девяноста или ста квадратных миль. В ней есть высокие плоскогорья, равнины, холмы, высокие горы, дикие ущелья, зеленеющие долины, бесчисленные источники, священная река и маленькое внутреннее море.

Иосиф называет ее большим хлебным садом6. Горы ее покрыты дубовыми и сосновыми лесами; громадные луга и обработанные поля сменяютсяоливковыми рощами; на берегах озер красуются многочисленные виллы, осененные пальмами, окруженные купами фиговых и оливковых деревьев и обширными виноградниками. Большие торговые пути, соединявшие главные пункты побережья, Птолемаиду, Тир и Сидон с Дамаском и Месопотамией, проходили через Галилею, придавая ей вечное оживление.

И сегодня эта плодотворная природа сохраняет изумительную энергию и силу, воочию доказывающую, что могли бы сделать из нее гений и воля человека. Весной земля покрывается густым, ярко-зеленым дерном. Со всех сторон бьют ключи; в ущельях, орошаемых ими, и по берегам растут громадные лавры, купы целомудренника, платаны и гигантские терпентинные деревья.

Среди развалин, которыми покрыта Галилея, и встречающихся на каждом шагу среди бедных фелахских деревушек, четыре города являются центрами общественной жизни: Акра, Сафед, Тивериада и Назарет. В Акру арабы приезжают для сбыта зерна; в Сафеде и Тивериаде евреи ожидают своего Мессию; к Назарету уже не относятся с прежним презрением: в глазах христиан он освещен ярким светом воспоминаний о Деве Марии и о младенце Иисусе. Вот все, что осталось от шумной жизни провинции, в которой Иосиф насчитывал в первом веке пятнадцать укрепленных городов, более двухсот деревень или поселений и два или три миллиона жителей.

Галилеяне были сильный и храбрый народ, земледельческий, но в то же время воинственный и даже кипучий, пылко отстаивающий свою свободу. Предки их, Завулон и Неффалим, занимают славное место в истории завоевания земли Ханаанской7.

Десять тысяч восстали на призыв Деворы и пошли против царя Навина; увлеченные ею, они разбили его армию у подошвы горы Фавора, окрасив кровью врага воды Киссона.

Храбрость их, воспетая пророчицей, перешла к галилеянам. Среди них набирал Иуда Галилеянин8 своих первых партизан. Воинственный клик этого революционера-мистика нашел чуткий отголосок в сердцах гордых горцев. Ему не трудно было убедить их, что они должны чтить Бога Единого и скорее перенести всяческие казни, нежели склониться под языческим игом. В глазах этих непримиримых сектантов было преступлением убивать жертвы, приносимые римским Сенатом, ради спасения Цезаря и империи; они считали кощунством молитву за царей-язычников. Несколько лет спустя после смерти Иисуса, в последних битвах против римлян, они известны были как зелоты.

Но несмотря на эти многозначительные воспоминания, несмотря на свой пылкий патриотизм, Галилея, не имеющая ни учителей, ни знаменитых школ, не пользуется никаким значением в то время, когда царит религиозный формализм и слепое поклонение закону и когда единственными авторитетами являются книжники и ученые.

Жители Иерусалима и коренное население Иудеи относятся к ней с презрением. Галилеянин кажется им необразованным, неразвитым, грубым и простым; они смеются над его наречием и произношением9.

Но наделе народ этот стоял выше своей репутации. Соседство с язычниками, так быстро изменившее верования самаритян и саму расу, не нарушило суровой религиозности галилеян. Перея и Галилея, несмотря на массу живущих в них римских и сиро-финикийских язычников, остались абсолютно еврейскими. Уже одно это могло бы внушить жителям Иудеи известное уважение к ним. Да и чувство благодарности должно было заставить их быть справедливыми. Со времени царствования Асмонеев гонимые жители Иудеи всегда находили убежище в недоступных горах и пещерах Галилеи и горячих защитников в сынах этой воинственной расы.

Но Провидение мстит за угнетаемых; выбор Его всегда падает на тех, кого отталкивает людская гордость. В Галилее, а не в Иудее будет положено основание Царствия Божия; орудием этого великого дела явятся ее поселяне, ее рыбаки, ее сборщики податей.

Когда Иисус, скрываясь от угроз и ненависти иудейских властей, оставил Иерусалим и решил проповедовать Евангелие в Галилее, Его известность уже распространилась повсеместно. Его учение и в особенности чудеса делали Его существом сверхъестественным: Он привлекал толпу, поражал воображение, возбуждал восторженное любопытство и энтузиазм.

Иисус пошел по Галилее, заходя во все города и деревни, во все синагоги в те часы, когда в них собирался народ. Слава Его, всюду Ему предшествовавшая, доставляла Ему повсеместно горячий, радушный прием. Толпы народа стекались, чтобы видеть и слышать Иисуса. После прочтения Закона и пророков глава собрания подавал книгу Иисусу; следуя установленному обычаю, Он стоя читал указанное Ему место, затем садился и начинал толковать и объяснять его.

Проповедь Евангелия в Галилее занимает в открытом служении Христа весьма значительное место; она продолжалась около восьми или девяти месяцев, от праздника Пурима 29 года до праздника Кущей того же года. Весь подвиг Иисуса — то, что Он называл Своим Царством — подвиг, который должен был наполнить мир тем, что именуется Церковью, совершился в течение этого краткого времени.

Гениальный человек находит, что жизнь его слишком коротка; ему не успеть передать свое учение слушателям, поставить на твердую ногу основанные им учреждения, установить государство, изменить религиозное верование народа. Ему нужны долгие годы для выполнения своих планов; а Иисусу хватило нескольких месяцев. Он открылся людям в этой маленькой тетрархии Ирода, самой ничтожной стране земли Израильской; Он овладел человеческим сознанием в лице бедных галилейских рыбаков, которых сделал Своими Апостолами, и с ними и в них самихустановил Свое Царство, которому не суждено было знать никаких пределов: ни во времени, ни в пространстве.

Кажущийся недостаток средств абсолютно несоразмерен полученным результатам, и в этом-то контрасте и кроется великая историческая загадка. Это — знамение Иисуса. Независимая критика в изумлении останавливается перед ним и не колеблясь признает его знамением Самого Бога. Галилейский Пророк встает перед ней во всем могуществе Своей божественной и творческой силы. Для Него недостаточно никакое наименование человеческое: Его нельзя назвать ни философом, ни ученым, ни законодателем, ни реформатором, ни даже пророком, как Его приветствовала толпа. Под видом Сына человеческого в Нем, воистину, является Сын Божий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий