Иисус Христос (продолжение)

Он постоянно употреблял это выражение во время своего служения в Галилее. Никакие другие слова не отвечали лучше Его намерениям и учению, так как в них заключался весь смысл Его подвига, все Его предначертания; в них была Его слава.

В жизни Иисуса не найдется ни одного слова, ни одного дела, смысл которого не был бы полон этого выражения. Когда Он проповедует, Он возвещает Евангелие Царствия Божия, объясняет Его таинственное значение; когда Он поучает народ на горе, Он толкует законы этого Царства; говоря с народом притчами на берегу озера, Он образно объясняет ему тайны Царствия Божия, его происхождение, развитие, борьбу и победу; когда Он молится и учит нас молиться, Он просит о наступлении Царства Отца; творя чудеса, Он является основателем и главой этого Царства; избирая апостолов, Он желает оставить это Царство после Себя и распространить его по всему миру; смертью Своей Он побеждает препятствия к установлению Царства; приобщая Духу Божию сознание уверовавших в Него, Иисус дает им уразуметь самую суть Царствия Божия; Он хочет, чтобы все веровали в Него, потому что Он есть единственное средоточие Духа Божия, на котором зиждется Царствие Божие; преображением Своим пред лицом избранных апостолов Он указывает, чем делается существо человеческое в Царствии Божием; когда в Своих пророческих речах Он открывает ученикам тайны будущего, говорит о конце мира и временах дальнейших, Он указывает им на всю прелесть и великолепие мира, уготованного новому человечеству, сынам Божиим.

Мысль Учителя не носит на себе ни малейшего следа предрассудков Его народа и Его века; она свободна как от национального и политического элемента будущих зелотов, так и от фарисейского элемента, слепо преклоняющегося перед законом Моисеевым. Во всей истории не найдется ни одного гения, который бы в известной степени не поддавался господствующим заблуждениям среды. Иисус составляет исключение из этой общей судьбы величайших гениев мира. Мысль его чиста; она носит характер Истины: она всемирна, вечна, неизменна. Из всех гениальных идей, когда-либо зарождавшихся в уме человеческом, ни одна не может сравниться с мыслью Иисуса по ее высоте, глубине, широте и продолжительности. Она всегда необходима, всегда действительна. По природе своей она самая человеческая и в то же время самая божественная в мире.

Если все считали благой вестью слух о приближении Царствия Божия, значит Бог не царил среди человечества? Царство материи и ее законов, царство животного и его инстинктов, царство разумного и свободного человека, подчиненного непонятной для него природе, инстинктивным силам, которых он не умеет побороть, человека, смешивающего понятие о Боге с понятием о Его создании, поклоняющегося этому созданию и забывающего Бога, множащегося на земле, отданного во власть порокам, страстям, заблуждениям, бедствиям, рабству и смерти,— вот наш мир. Среди этого ужасного и глубокого мрака в течение двадцати столетий почитание единого, истинного Бога, могучая сила Божия, вручившая еврею его Закон, преисполненный справедливости и рабства, дала ему только смутное понятие о Своем Царстве. Дух страха, которым Иегова смирял волю народа, не распространился по развращенной земле. Великая надежда одна только сияла в некоторых душах, выражая собой стремление бедственного земного мира: эту-то надежду и пришел осуществить Иисус.

Он полон сознанием предстоящего подвига и говорит поэтому: «исполнилось время». Величайшие из пророков могут только надеяться; один  из них даже отметил ожидаемый час. Но один только Иисус может дать человечеству то, к чему оно смутно стремится, так как Он носит эту благодать в Себе Самом.

Для того чтобы настало Царствие Божие, нужно прежде всего посредничество Самого Бога, и посредничество это, такясно предсказанное пророками, осуществляется в Иисусе, Сыне Божием и Сыне человеческом, обладающем могуществом Божиим и могуществом человеческим в их полной силе. Необходимо, чтобы Бог, не признанный и не познаваемый людьми, открыл Свою волю и истину. И только один Иисус посредством Своего совершенного единения с Богом, Иисус, познавший Отца и все тайны Его бесконечной премудрости, может дать нам это двойное откровение.

Необходимо, чтобы Дух Божий, чьим помазанником является Иисус, приобщился свободному человеку, а Иисус —единственный источник Духа. Человек должен подчиниться этому приобщению, отказаться от самого себя, преобразиться и уверовать: Иисус требует от него таковое и дает ему необходимую для этого силу. Но так как Царствие Божие должно пребыть во все времена, у всех народов и цивилизаций, то Иисус избирает Себе помощников, которые видимо и неуклонно будут продолжать Его дело и всюду распространять Царствие Божие: вот что Христос называет Своей Церковью.

Если рассматривать Царствие Божие по существу, то мы видим в нем  главу, закон и подданных. Глава его —Иисус; закон —живой Дух Божий, или воля Отца, подданные — собрание людей, которые с верой признают Главу Царствия Божия, с раскаянием открываются его Духу и с любовью исполняют волю Отца.

Если рассматривать развитие Царствия Божия, увеличивающегося и возрастающего по примеру всего остального, мы видим в нем три периода: начало, распространение и установление. В первоначальном своем периоде оно сосредоточивается в Самом Иисусе и в первых уверовавших в Него; во время распространения своего оно обнимает апостольскую иерархию и всех верующих, повинующихся ей как преемнице Христа невидимого; в период своего окончательного установления Царствие Божие является славной, великой эпохой для человечества, возродившегося во славе, предназначенной избранным. Эти три периода, тесно связанные между собой, вытекают один из другого. Из божественного Зерна Христа вырастает Церковь, развивающаяся как гигантское дерево, могучие ветви которого осенят собой весь мир; а человечество, совершенно преобразившееся волей Христа, произойдет от человечества, страждущего подобно Ему и подобно Ему гонимого и преследуемого до тех пор, пока Дух Святой не осенит Его Своей славой, также как и Самого Христа.

Царствие Божие таким образом обнимает собой все времена и всю вселенную; оно подготовляется на земле, где терпит гонения и насилия, но исполнится на небесах, во время, указанное Тем, Кто всем руководит, Кому Одному известна тайна времен и божественного подвига.

Теперь ясно, почему Царствие Божие есть в то же время царство Духа: оно основано Самим Духом Божиим, и человек, желающий приобщиться этому Царству, должен отказаться от плоти и возродиться в Духе. Оно ничего не разрушает, Оно обнимает собой все, потому что Оно сообщает человеку силу и свет Божий, в которых вся власть. Оно не от мира сего, так как земной мир состоит из материи, животного принципа и разума, т.е. всего, что стоит неизмеримо ниже Духа Божия. Оно подвержено насилию и приобретается только силою воли, так как человек подчинен материи, собственным инстинктам и порокам, и, желая приобщиться Царствию Божию, должен измениться, отказаться от материи и от своих страстей и пороков. Царствие Божие находится в самом человеке, таккак Дух Божий пребывает в душе и в сознании человека. Оно вечно, потому что Дух Божий, пребывающий в нем, стоит превыше веков и времени, превыше всего, что проходит и что умирает. Никакая сила не может победить Царствия Божия, потому что какая же сила может победить Бога?

Оно будет преисполнено мира, потому что Дух Божий есть милосердие, а где милосердие, там царят мир и покой. Наконец, мы видим, как невидимое Царствие Божие делается видимым и принимает характер общественный с помощью Церкви, основанной Иисусом, для того, чтобы с течением веков мало-помалу собрать со всего мира избранные души и утвердить в них Свой Дух, Свое слово и Свою благодать.

Наступление Царствия Божия, понятое так, как изъяснял его Иисус, является уже не еврейским вопросом, а вопросом общечеловеческим. Евангелие, распространяющее эту мысль, делается таким образом всеобщим достоянием; а Тот, Кто приводит эту мысль в исполнение — отнюдь не еврейский Мессия, а Спаситель всего мира. Царствие Божие не только божественное и окончательное изменение израильской веры — оно сама вера в ее абсолютном совершенстве.

Галилейский период жизни Иисуса представляет собой живейший интерес для бедных евреев тетрархии Антипы. То, что должно совершиться в Галилее, пронесется, подобно громовому раскату, по всему миру. Слова, сказанные в этой маленькой стране, прогремят во всех четырех странах света; подвиг, получивший свое начало у Геннисаретского озера, распространится по прибрежьям всего мира: закон, данный на горе, будет не временным и обособленным кодексом: он будет вечным, всемирным Законом; он будет управлять всеми сознаниями. Чудеса, сотворенные в Галилее, не будут только простыми исцелениями больных и убогих: они явятся прообразами невидимого исцеления израненных сердец, слабых душ, слепых умов, которыми переполнен мир. Избранные в Галилее апостолы составят Великую Церковь; число их будет расти с течением веков, они заполнят всю землю и покорят ее Христу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий