Иисус Христос (продолжение)

Все было против Него. Никогда Иисус не пользовался орудием, свойственным всем политическим деятелям; Он никогда не потворствовал общественному мнению с целью вернее овладеть им. Он только щадит слабость народную, скрывая слишком высокие истины, которых народ не был еще в состоянии выслушивать; Он постепенно приучает умы, дабы разом не ослепить их слишком ярким светом. Но и Божия сила встречает сопротивление со стороны человека; встречалось оно и на пути Иисуса: Его апостольство в Галилее началось неудачей.

Евангельские сказания не определяют с точностью, в каких городах, деревнях и селениях Галилеи возвещал Иисус Евангелие Царствия Божия. Тем не менее св. Лука подробно описывает Его путешествие в Назарет, совершенное именно в это время26. Рассказ этот ведется Евангелистом очень вдохновенно; перед нами воочию встает яркая сцена в еврейской синагоге. Вместе с этой картиной мы слышим первую проповедь Иисуса о Царствии Божием.

По-видимому, Иисус не возвращался в Свою страну с того дня, когда Он отправился на Иордан креститься у Иоанна. Он пожелал увидеть город, где Он провел Свое детство, пожелал проповедовать в нем.

Следуя обычаю, Иисус в первую же субботу отправился в синагогу, в ту самую синагогу, где в дни детства Он сидел в последних рядах, молча, никем не замеченный, смешавшись с толпой Своих сограждан, и слушал чтение Закона и толкования его старейшинами и книжниками. Безвестный, Он теперь возвращается к Себе на родину знаменитым Пророком; любопытство привлекало к Нему все взоры. В маленьком городке все нетерпеливо ждали случая проверить те чудесные слухи, которые ходили о Нем. Главы синагоги смотрели на Него с нескрываемой надменностью. Недоучившиеся провинциальные ученые были мало расположены внимать словам необразованного ремесленника, который никогда не был в школе, не имел никакого звания и, несмотря на это, открыто шел против их обычаев и установлений.

После произнесения обычных молитв и чтения Закона, Иисусу оказали почет, предложив Ему прочесть из пророков. По приказанию главы собрания хазан подал Ему священный свиток. Иисус развернул его и отыскал следующий отрывок из пророка Исаии:

≪Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествоватъ нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы27, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить

всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его≫28.

Свернув свиток, Иисус отдал его хазану и сел.

Все смотрели на Него в молчании. И Он начал говорить им: «ныне исполнилось писание сие,  слышанное вами».

Иисус объяснил назарянам, что Он Тот, на Ком пребывает Дух Господень, и что в силу этого божественного помазания Он является мессианским посланным, главой Царствия Божия; затем Он стал описывать это Царство так, как о нем уже пророчествовал Исаия.

Ясно, что подобное описание вовсе не соответствовало представлению фарисеев и других школ. Патриоты-фанатики и усердные ревнители закона не нашли в нем своего условного идеала. Напрасно все искали в его образной речи намеков на будущее восстановление царства Израильского, освобождения его от римского владычества и торжественного распространения закона. Ничего, кроме любви и бесконечного милосердия вечного Бога. Вот на чем зиждется действительно ожидаемое Царствие Божие. Иисус говорил только о бедных, смиренных, узниках, пленных, плачущих и угнетенных: вот избранники нового Царства. Подобные им находятся всюду, не только в Израиле, но и на всей земле. Ведь всюду страждут человеческие души, ждут избавления и гибнут под гнетом зла; всюду взывают они к Тому, Кто один только несет в Себе свет, утешение, освобождение и покой.

Но кто же этот носитель благой вести? Кто этот утешитель и освободитель? Его нет среди людей. Надо, чтобы Сам Господь послал Его в мир, и чтобы Дух Господень был в Нем, дабы Он мог выполнить Свое святое назначение. Посредством Духа установит Он Царствие Божие, которым закончится и увенчается ход мировых событий.

Как красноречиво, вдохновенно и взволнованно говорил Иисус о любви к Богу, о страданиях души, лишенной общения с Ним; с каким трепетом Он описывал радость, ожидающую тех, кто примет благую весть: они возложат на себя украшения и славные одежды, им дастся елей радости, они возвысятся в правде и назовут их насаждениями Господа! Можно понять это из произведенного впечатления: восхищение и одобрение слушателей было единодушно.

Тем не менее, когда улеглось первое волнение, в толпе возник протест. Иисус называл себя Мессией. «По какому праву?» —дивилось и недоумевало большинство и с презрением припоминало Его смиренное рождение. «Да разве Он не сын Иосифа?» —говорили все.

Протест усиливался. Все приступили к Иисусу и настойчиво требовали разъяснения: на каком основании Он приписывает Себе такое высокое наименование? Беспристрастный рассудок остается спокойным; но умы, оскорбленные в своих предубеждениях, не могут владеть собой. В данную эпоху фанатизм всюду царил среди евреев. Им нужны были знамения, и они требовали их от Иисуса в доказательство Его мессианства. Иисус отказал назарянам в знамении, как отказывал всем, кто просил у Него знамения по неверию. Он дает их только верующим и никогда тем, кто спорит надменно и запальчиво. Эта выдающаяся, характерная черта всей жизни Иисуса, всей Его деятельности.

Да разве не дал Он знамений в Иерусалиме, Иудее и Капернауме? И разве Он не мог сослаться на эти знамения пред лицом своих сограждан, возмущенных тем, что сын Иосифа выдает себя за Мессию?

«Конечно,—обратился Он к ним,—вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве то, что, мы слышали, было в Капернауме».

И несмотря на все их настояния, Он остался непреклонен. Ничто не имеет на Него влияния, кроме истинной веры и любви; никакой вызов Его не смущает, Он не покоряется никаким требованиям. Иисус подобен Отцу Своему: Он противостоит сильным и злым и любит кротких и смиренных.

«Истинно говорю вам,— сказал Он далее назарянам,— никакой пророк не принимается в своем отечестве≫. И, продолжая речь Свою, говорил: «много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую29; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина»30.

Горькую истину указывает Иисус Своим противникам. Он говорит им этими примерами, что Царствие Божие отнюдь не составляет достояние племени пророков, что это упорное племя не получит Царствия Божия, и что Мессия придет к язычникам, голодным и прокаженным, прообразами которых является женщина из Сарепты и Сириянин. Ничто не могло уязвить больнее религиозное тщеславие фарисеев и их ложный патриотизм.

А между тем в этом поучении Иисуса только повторялись слова пророков о Царствии Божием и о самом Мессии. Но люди, упорные в своих заблуждениях и ослепленные своими страстями, не хотят видеть ничего вне тех воззрений, которые потворствуют этим заблуждениям и страстям. Истина не просветляет их разума, она только раздражает их; они не смотрят, они ослепляют себя добровольно. Увлеченные необузданным гневом, они видят единственный исход в насилии; они проклинают, исключают из общества, побивают камнями и убивают.

Разъяренные словами Пророка, находившим их недостойными знамения, оскорбленные Его речами о язычниках и о святом народе, назаряне поднялись со своих мест и, вопреки своим законам не прибегнув ни к совету, ни к предварительному суду, изгнали Иисуса из синагоги и из пределов города как отлученного. Мало этого: в припадке яростного фанатизма они хотели сбросить Его с вершины крутой горы.

Как избежал Иисус этой казни? Его охраняла Божественная сила. Евангелие рисует Его кротким и спокойным среди разъяренной толпы. Ни один из них не поднял на Него руки; все расступились, Он прошел среди них и удалился1. Никто не имеет власти над Иисусом. Дух, исполняющий Его, хранит Его. Он идет, куда влечет Его Дух, проходит среди мятежного, но всегда бессильного человечества. Разве только Сам Он добровольно отдастся им в руки.

Он покинул Назарет и плакал над ним, так как ничто не радовало Его так сильно, как вера людей, и ничто не печалило так безгранично, как их неверие.

Судьба кротких и смиренных — вечное гонение и преследование. Иисус направился через горы к озеру и, минуя Кану и равнину Эль-Батуф, прошел в Капернаум.

 

Примечания:

1.    См. Приложение А.
2.    Матф., IV, 12-17; Марк, 1,14; Лука, IV, 14.
3.    Шевит, 9,2.
4.    Талмуд, Гиерозоль, Авада Зара.
5.    Матф., X. 5; Марк, III, 7
6 .  Древн., XIII; Иудейская война, III.
7.   Суд., IV, 5 и след.
8.   Деян., V, 37; Древн., XVIII, 1,6; XX, 5,2; Иудейская война, II.
9.   См. Lightfoot. Horaehebraicaeettalmud., p. 151, Leipzig, 1684.
10.  Иоиль, И, III; Осия, XIV, Михей, V; Иеремия, XXIII, 4; XXX, XXXI, 31-40; Иезекииль, XXXIV, 10-23; Исаия, XXXV, XLII, XLIX, L, UII, LXI, и след.; Аггей, II, 1-9, 18—22; Захария, II, III; Малахия, III; Даниил, VIL
11.  Книга Еноха и Маленький сборник Псалмов Соломона.
12.  Вавил. Бераког.
13.  Вавил. Таанит.
14. См. Беракот; Гемара Вавил. Зогар. Левит.
15.  Матф., VII, 28; Марк, VI, 2; Лука, IV, 22,32,36.
16.  Иоанн, VII, 46.
17.  Марк, XIII, 31.
18.  Матф., V, 44 и след.
19.  Матф., VII, 3; Лука, VI, 41.
20.  Иоанн, VIII, 7.
21.  Лука, XXIII, 34.
22.  Матф., XI, 28.
23.  Матф., V, 3 и след.
24. Деян., X, 38.
25.  Исаия, XLII, 1 и след.
По другому переводу:  «...на имя Его будут уповать народы»
26.  Лука, IV, 16 и след.
27.  По другому переводу: «...слепым прозрение».
28.  Исаия XLI, 1 и след
29. 3 Цар., XVII, 9—24.
30. 4Цар.,У 9—14

Назад    Начало  Далее

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий