Иисус Христос (продолжение)

Книга первая. Происхождение Иисуса

Глава вторая. Происхождение Ииуса. Его зачатие.

Анри Дидон, Иисус Христос Происхождение Иисуса совершенно отличается от происхождения человека.

Он не родился, подобно нам, от крови, от хотения плоти, от хотения мужа1; принеся с собой человечеству тайну и возможность возродиться в Духе, Он родился от жены и от Духа Божия.

Дух Божий — высшая сила. Он повелевает вселенной, властвует над ее правильным и прогрессивным движением. Он явился среди хаоса и материи и сотворил существо чувствующее, а из среды животного царства выделил существо мыслящее; он явится и в мыслящем существе, «дабы земля дала плод свой»2, и человечество узрело рождаемого Святого, нареченного Сыном Божиим3.

Участие Духа Божия имело результатом мироздание; на этот раз результат оказался на высоте Бесконечного.

Господь лично присоединяется к Своему творчеству; вначале Он воплотил жизнь в материю, ощущение в жизнь, мысль в ощущение, а теперь Он Сам воплощает Себя, Он вочеловечился. Царства следуют одно за другим, давая друг другу жизнь: царство жизни присоединяется к царству материи; царство животное к царству жизни, царство человека — к царству животному; теперь наступило царство Божие и Сынов Божиих в человечестве.

Все эти последовательные моменты бытия и составляют в своей общей сложности грандиозную драму мироздания; все они преисполнены тайны. Чем совершеннее сотворенное существо, тем непостижимее и глубже тайна его происхождения.

Жизнь представляет собой более сокровенную тайну, чем материя; происхождение живого создания, животного, загадочнее, чем проявление органической жизни; сотворение человека менее понятно, чем появление на земле животного царства, а Иисус представляет собой самую глубокую, самую непостижимую, самую сокровенную тайну. Ум, который стал бы допытываться происхождения вещей, мог бы проследить материальные условия, при которых существа появляются в мире, но первая причина всего ускользает от его испытующего ока. Откуда взялась материя? Жизнь? Существо, одаренное способностью ощущений? Существо мыслящее? Откуда появляется гений? Каким образом и откуда явился Иисус?

Наука становится в тупик перед этими феноменальными явлениями и отвечает: «я не знаю». Разум, провидящий начала и причины, отвечает: «от Духа Святого».

В какой осязаемой и исторической форме выразилось действие Духа Святого в происхождении Иисуса? За ответом на этот вопрос мы должны обратиться к Евангелиям. Они единственные документы древности, посвящающие нас во все подробности этого события, полного высокой таинственности. В те времена событие это прошло почти незамеченным, а между тем ему было предназначено пересоздать мир.

Начало этого великого события происходит в одном из темных уголков Галилеи. Он носит безвестное до той поры имя Назарета. Значение этого имени — цветок и отпрыск. По дороге от Иерусалима, с последних гор Самарийских, виднеется вдали, точно маленькая белая точка, небольшой городок, лежащий на крутых вершинах, гордо высящихся над Изреельской долиной. Серенькие квадратные домики с плоскими кровлями расположены террасами по восточным склонам двух холмов; между ними проходит лощина — это и есть главная улица Назарета. На ней находятся бассейны для омовений, мастерские, лавки, рынок, синагога. В западной, низменной части города бьет ключ, носящий в настоящее время наименование «фонтана Марии».

Лощина сливается с низменностью, начинающейся на западном конце города, и образует равнину, представляющую собой как бы дно большой чаши, все покрытое цветущей зеленью, в которой и расположен Назарет. Ярко-зеленая весной, летом эта равнина вся высыхает и превращается в ток, на котором назаретяне давят зерна ржи и ячменя с помощью волов и веют их при легком вечернем ветерке.

Оливковые и фиговые деревья, широколистные вечнозеленые смоковницы, лимонные, миндальные и гранатовые кустарники с резко выделяющимися на их яркой зелени темными кипарисами вполне оправдывают название этой цветущей, плодородной местности.

Утром и вечером тропинки, ведущие к ключу, оживляются; женщины и девушки идут за водой или возвращаются обратно. Они идут медленно, важно —откинутое покрывало развевается по ветру, стройные руки поддерживают на голове кувшины с водой: точно античные статуи сошли со своих пьедесталов и медленно и важно движутся по земле.

По праздникам и в субботние дни тропинки и поля наполняются народом. Группы мужчин и женщин —отделенные друг от друга —встречаются на склонах холмов, под тенью олив, у родных могил. Все расселись на землю и ведут между собой нескончаемые разговоры. Мужчины в плащах, женщины в ярких пестрых платьях, с повязками на головах, закутанные, точно в саваны, в длинные белые льняные покрывала.

Местность эта полна тихой торжественности; ничего резкого в мягких, волнистых линиях холмов, нет ни крутизны, ни обрывов. Цепь Джебель-эс-Сик образует круг и замыкает собой горизонт. Никакой внешний шум не нарушает этого тихого уединения: взгляд и мысль сами собой возносятся к небесам.

Здесь-тο, в одном из тихих уединенных домиков, скромно и безвестно живет отроковица, которой предназначено получить высшее откровение Божие.

Надежды иудейской нации наконец должны осуществиться. Господь презрел великих мира сего, книжников, первосвященников, мудрецов и богачей. Выбор Его пал на смиренную отроковицу. Он хранит среди своего народа сердца, в которых заключается вся сила, весь гений народный, и из них указывает избранника своего, который и должен спасти всех.

Отроковицу зовут Мария.

Ей нет еще и шестнадцати лет.

Отца Ее, по преданию, зовут Иоаким, мать —Анна. Полагают, что отец Ее скончался, когда Мария была еще ребенком. Она —царского рода, в Ее жилах течет кровь Давидова4. Она воспитывается во храме. Странно, что среди народа, где каждая женщина могла надеяться, что она будет матерью Мессии, и где вследствие этого бесплодие считалось позором, Мария, повинуясь божественному вдохновению, обрекает себя на девство и посвящает себя Богу. Несмотря на это, так как Она была единственной наследницей своих родителей, то, следуя еврейскому обычаю, Мария была обручена и обещана Иосифу; он был Ее племени и рода и в качестве ближайшего Ее родственника должен был получить Ее наследство5. Церемония вступления в дом мужа еще не отпразднована. Мария живет у матери и приготовляет себе приданое, как и прочие молодые девушки ее племени6.

И вот однажды, когда Она сидела дома за работой, пред Нею предстал Архангел Гавриил и сказал Ей:

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Еврейские девушки живут в тиши, со своими подругами, скрытые от мужских взглядов.

При виде Ангела и услышав слова Его, Мария смутилась. Она не понимала, что могло значить такое приветствие.

«Не бойся, Мария,—сказал Ей Ангел,—ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца»7.

Тогда Святая Дева поняла, что Ангел говорит об ожидаемом Спасителе, о Том, Который воздвигнет низвергнутый престол Давидов, и что Он будет славой Израиля, упованием народов, гордостью своей матери.

Но как же может Она выполнить это назначение, когда Она осуждена никогда не знать мужа, никогда не быть матерью? Глубоко изумленная, Она чистосердечно спросила:

«Как будет это, когда Я мужа не знаю?»8

«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Свягый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

И дал Ей Ангел знамение:

«Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не остается бессильным никакое слово».

«Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему».

«И отошел от Нее Ангел»9

Таково происхождение бытия Иисуса.

Он прикосновенен к человечеству только через посредство Матери Своей.

Тот, Кто начинает собой новое племя сынов Божиих, не имеет ничего общего с земными поколениями; не от человека родится Он, Святой Дух нашел на Непорочную Деву, и зачатие Иисуса свершилось. Так сбылось величайшее, чудеснейшее и таинственнейшее предречение, когда-либо исходившее из уст пророков Израильских: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», что значит «с нами Бог»10.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий