Исповедь и духовное руководство в Православной Церкви

Заключение

Итак, на основании всего вышесказанного, как же нам следует подходить к древнему Таинству Исповеди в современном мире? Этот вопрос, конечно, остается открытым. И тем не менее, нам кажется, что есть три принципиальных момента, которые нужно принимать во внимание.

1. Исповедь имеет дело с грехом. Очень важно, чтобы наша практика исповеди напоминала современным людям о существовании греха, о духовной реальности, которая отвергается или скрывается нашим современным миром. К греху нужно подходить не с позиций морализма, оперирующего понятиями добра и зла, разрешенного и запрещенного, но с позиций экзистенциального подхода, т.е. с позиций наших отношений с Богом и преуспеяния на пути к обожению.

2. Из вышесказанного следует, что исповедь должна восприниматься как лечение. Исповедь есть таинство исцеления, которое ведет к целостности и восстанавливает нашу связь с Богом. Как человек обращается к врачам, когда он болен, так же человек должен обращаться к исповеди для того, чтобы исцелиться от всех своих духовных болезней, от греха.

3. Отношение принимающего исповедь священника должно быть отношением посредника между человеком и Богом. Он не должен думать слишком много о том, что сказать, но должен всецело посвятить себя выслушиванию. Слушая исповедь, священник должен молиться о кающемся. Таким образом, он должен быть ходатаем за кающегося перед Богом. Это единственный способ получить вдохновение, чтобы сказать что-то подходящее для духовного исцеления кающегося и исправления его духовной жизни.

 

Перевод Анны Рогожиной

 Избранная библиография

J. ERICKSON, «Penitential discipline in the Orthodox Canonical Tradition», The Challenge of our Past, Crestwood, NY, 1991, p. 23-38.

J. GETCHA, «Une prière pour ceux qui se confessent d’un Euchologe slave pré-moghilien: quelques implications théologiques», La prière liturgique. Conférences Saint-Serge. 47e Semaine d’Etudes Liturgiques.(A. TRIACCA — A. PISTOIA, ed.), [BEL 115], Rome, 2001, p. 137-149.

I. HAUSHERR, Direction spirituelle en Orient autrefois, Rome, 1955. English Translation published by Cistercian Press.

BISHOP HIEROTHEOS OF NAFPAKTOS, Orthodox Psychotherapy. The science of the Fathers.Birth of the Theotokos Monastery, Levadia, 1994.

ID., The illness and cure of the soul in the Orthodox Tradition, Birth of the Theotokos Monastery, Levadia, 1993.

J. -C. LARCHET, L’inconscient spirituel, Paris, 2005.

A. LOSSKY, «Les prières byzantines de confession: repentir et rémission des péchés par miséricorde divine», La prière liturgique. Conférences Saint-Serge. 47e Semaine d’Etudes Liturgiques.(A. TRIACCA — A. PISTOIA, ed.), [BEL 115], Rome, 2001, p. 151-163.

ID., «‘Remettre les péchés’: quelques aspects liturgiques et doctrinaux de la confession et de l’absolution». Mélanges liturgiques offerts à la mémoire de l’archevêque Georges Wagner. (J. GETCHA — A. LOSSKY, ed.), [AS 2], Paris, 2005, p. 173-185.

N. USPENSKY, «The Collision of Two Theologies in the Revision of Russian Liturgical Books in the Seventeenth Century», in: ID., Evening Worship in the Orthodox Church, Crestwood, NY, 1985, p. 191-240.

G. WAGNER, «Penitential discipline in the Oriental Tradition» (in German), Liturgie et rémission des péchés. Conférences Saint-Serge. 20e Semaine d’Etudes Liturgiques. (A. TRIACCA, ed.), Rome, 1975, p. 251-264 «La discipline pénitentielle dans la tradition orientale», La liturgie, expérience de l’Eglise. Etudes liturgiques.(AS 1). Paris, 2003, p. 67-80].

A. WENGER, «Les influences du rituel de Paul V sur le Trebnik de Pierre Moghila », Mélanges en l’honneur de Mgr Michel Andrieu, Strasbourg, 1956, p. 477-499.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий