Профессор А. А. Федотов.
Русская Православная Церковь, получившая в 1943 году определенную свободу, возможность проведения Архиерейских и Поместных соборов, избрания Патриарха и Синода, в 1945 году принявшая, признанное государством «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в 1943–1958 переживала особый период своей внутренней жизни.
В 1944–1947 гг. было вновь открыто с разрешения Совета по делам Русской Православной Церкви 1270 церквей, главным образом в РСФСР, откуда были многочисленные и настойчивые просьбы верующих. При этом необходимо учитывать, что и после этого количество церквей в РСФСР составляло лишь 5,4 % от их числа в 1914 году [1].
Если в Архиерейском Соборе, избравшем Патриарха Сергия, приняли участие лишь 19 архиереев – все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях, то по состоянию на 31 декабря 1946 года в СССР проходили свое служение уже 63 правящих архиерея Русской Православной Церкви. Из них около 40 на территории РСФСР, 17 на территории Украинской СССР, остальные в других союзных республиках. Основное количество – 43 архиерея – были рукоположены в сан после 1941 года [2]. Количество священников и диаконов в СССР в 1946 году достигло 9254 [3].
На 1 января 1948 года в СССР было уже 70 архиереев, причем за 1941–1947 гг. было посвящено в епископы 52 человека или 74,35 %. Из числа посвященных в архиерейский сан в дореволюционное время осталось всего 3 человека. Подвергались в разное время репрессиям до 1940 года 32 архиерея или 46 %.
Многих новых епископов этого периода рукополагали из числа овдовевших священников. (Согласно канонам Православной Церкви установлено обязательное безбрачие для епископов и, обычно, в дореволюционной России они рукополагались из числа тех, кто уже в юные годы принял монашество).
Так в 1944–1945 годах были пострижены в монашество и рукоположены в сан епископа: священник Сергий Фестинатов (в монашестве Онисим), овдовел в 1942 году, в 1944–1970 гг. епископ, затем архиепископ Владимирский и Суздальский. Протоиерей Леонид Поспелов (в постриге Кирилл), овдовел в 1944 году, в 1946–1947 гг. епископ Ивановский и Кинешемский. Протоиерей Николай Прохоров (в постриге Иларион), овдовел в 1943 году, в 1958–1963 гг. архиепископ Ивановский и Кинешемский; протоиерей Владимир Градусов (в постриге Димитрий), овдовел в 1938 году, в 1947–1954 гг. архиепископ Ярославский и Ростовский; протоиерей Александр Чуфаровский (в постриге Николай), овдовел в 1943 году, в 1951–1963 гг. епископ, затем архиепископ Рязанский и Касимовский [4].
На 1 января 1948 года было зарегистрировано уже 11846 священников и 1255 диаконов (19,7 % по сравнению с их количеством в 1914 году) [5].
Это с учетом того, что, по данным Совета по делам Русской Православной Церкви, «за 1947 год выбыло из состава духовенства 834 человека. Из них умерло 305 человека, сняло сан 21 человек, лишено сана 106 человек за порочащие поступки и 402 священника уволены за штат по нетрудоспособности (старости). В 1947 году было вновь посвящено в сан священника 575 человек»[6]. По мнению Совета «если принять во внимание возраст священников (58,8 % в возрасте старше 55 лет) и естественную убыль, то в ближайшие годы эта убыль духовенства будет расти»[7].
Нельзя не отметить того момента, что в Церковь, вступившую в более или менее благоприятный период своей жизни, потянулись многие случайные люди, которые руководствовались разного рода корыстными устремлениями. Обеспокоенность Патриарха Алексия I этой ситуаций прослеживается в его речи, сказанной при рукоположении епископа Кировоградского Евстратия: «Охраняя святость служения церковного… дерзай очищать вверенную тебе паству от тех, кто под личиной овечьей скрывает лицо волчье, и от тех, кто с корыстными целями приметается к алтарю Христову» [8].
В своем докладе Ленинградскому уполномоченному, датированному июнем 1951 года профессор Ленинградской духовной академии, А. Осипов являвшийся одновременно секретным осведомителем советских властей [9], дает такую характеристику изменений, которые прошли в духовенстве в 1941–1951 гг.:
- Кадры духовенства окрепли. Явился новый костяк фанатизма.
- Часть духовенства безнадежно разложилась.
- Низших священнослужителей до сих пор маловато и уровень их очень неопределенен, а состав пестр» [10].
Сложно сказать, насколько можно доверять оценкам ренегата. Однако такой авторитетнейший историк Церкви, как протоиерей Владислав Цыпин пишет, что А. Осипов в этом документе «точно определил новую кадровую политику Церкви» [11]. В частности Осипов отмечал, что кадры духовенства «действительно понемногу формируются. И церковники с удовольствием отмечают, что уровень духовенства во многом повысился морально, культурно, идейно. На эти примеры ссылаются, на них базируются, обрабатывая народ» [12].
Особое внимание Осипов уделяет «мелкому обслуживающему церкви персоналу» (пономари, свечницы, алтарницы и т. п.): «Это сила, и тем более грозная сила, что, прикрытые внешним бессилием, они оставлены по существу без должного внимания…. Это люди, не связанные ничем, готовые на всё ради своего фанатизма и во имя своей ненависти. Архиереи прекрасно понимают значение этой среды, и каждый из них окружает себя несколькими представителями её, через которых общается с низами городских, загородных и более отдалённых приходов и тем самым оказывается в силах учитывать подлинное духовное состояние своей паствы» [13].
Большой интерес представляет и следующее наблюдение А. Осипова: «Настроения Патриархии в последние годы претерпели большие изменения: в 1945 году цвели мечты о создании «Московского Ватикана» (слова самого Патриарха Алексия), о постройке дворца, широком международном шествии и внутреннем расширении «до размеров старого доброго времени» (Слова митр. Григория). Теперь настроения изменились: «Нам бы прожить тихо мирно ещё десяток лет, а там история покажет. Надо экономить и сокращаться…. Вот если война будет, так, пожалуй, и снова церкви открываться начнут. «Общий лозунг, передаваемый из центра на ушко архиереям, а от тех священникам: «Тише, незаметнее, спокойнее…» [14].
Начиная с 1950 года сокращается численность духовенства (в основном связанная с тем, что на место выбывших по возрасту или здоровью власти запрещали рукополагать новых).
В связи со случаями рукоположения в священный сан 23–24-летних холостых молодых людей, Священный Синод 31 июля 1952 года принял решение предписать правящим архиереям не рукополагать в священный сан лиц в безбрачном состоянии. Исключения допускались для мужчин старше 30 лет и каждый раз с особого разрешения Синода [15].
Сокращается и число приходов. Приводимые ниже таблицы, показывают динамику изменения численности духовенства и действующих храмов в 1945–1958 гг. как в Русской Православной Церкви в целом, так и непосредственно по областям Центральной России (данные по 1943 и 1944 годам выявить не удалось, так как статистика на том этапе практически не велась).
Количество священнослужителей и действующих храмов и молитвенных домов в Русской Православной Церкви в 1945—1958 гг.
Таблица 1 [16]
Год | Число храмов и молитвенных домов | Количество священнослужителей |
1945 | 10 243 | нет данных |
1946 | 10 544 | 9 316 |
1947 | 14 092 | 9 683 |
1948 | 14 329 | 11 916 |
1949 | 14 477 | 14 188 |
1950 | 14273 | 13306 |
1951 | 13867 | 12 443 |
1952 | 13740 | 12319 |
1953 | 13508 | 12154 |
1954 | 13 422 | 11977 |
1955 | 13 376 | 11 993 |
1956 | 13 417 | 12 270 |
1957 | 13 430 | 12 386 |
1958 | 13 414 | 12 169 |
Количество духовенства в регионах Центральной России в 1948–1957 гг. [17]
Таблица 2
ГодОбласть | 1948 | 1951 | 1953 | 1954 | 1957 | |||||
Священ. | Диаконов | Священ. | Диаконов | Священ. | Диаконов | Священ. | Диаконов | Священ. | Диаконов | |
Владимирская | 58 | 18 | 81 | 17 | 79 | 19 | 73 | 16 | 77 | 18 |
Ивановская | 64 | 9 | 67 | 1 | 67 | 18 | 65 | 14 | 70 | 20 |
Костромская | 103 | 8 | 81 | 1 | 82 | 3 | 79 | 13 | 79 | 4 |
Калининская | 110 | 13 | 89 | 10 | 72 | 8 | 73 | 27 | 96 | 8 |
Калужская | 39 | 9 | 38 | 10 | 32 | 9 | 38 | 13 | 43 | 8 |
Московская | 344 | 86 | 325 | 98 | 319 | 97 | 337 | 150 | 389 | 109 |
Рязанская | 129 | 11 | 140 | 85 | 130 | 11 | 129 | 30 | 124 | 13 |
Смоленская | 57 | 7 | 53 | 7 | 54 | 7 | 56 | 17 | н/д. | н/д. |
Тульская | 68 | 9 | 65 | 11 | 64 | 12 | 66 | 28 | 60 | 10 |
Ярославская | 156 | 9 | 152 | 12 | 139 | 12 | 134 | 17 | 143 | 12 |
Итого | 1128 | 179 | 1091 | 252 | 1038 | 196 | 1050 | 325 | 1081 | 202 |
Из таблиц мы видим, что количество священнослужителей в Центральной России в изучаемый период составляло около 10 % от общего количества священнослужителей Русской Православной Церкви. Количество священнослужителей не было равномерным в разных областях региона. Наибольшим было в Московской области (включая столицу). Также выделялись Ярославская, Рязанская и Калининская области. Наименьшим число священнослужителей было в Калужской области. В Костромской области можно отметить снижение численности духовенства со 103 священников и 8 диаконов в 1948 году до 81 священника и 1 диакона в 1951 году. Остальные колебания численности священнослужителей по региону были достаточно равномерные.Таблица 3Количество православных храмов в регионах Центральной России в 1946—1957 гг. [18]
Таблица 3
ГодОбласть | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 |
Владимирская | 60 | 75 | 75 | 74 | 74 | 74 | 72 | 72 | 69 | 69 | 69 | 69 |
Ивановская | 43 | 54 | 56 | 57 | 57 | 57 | 56 | 56 | 56 | 56 | 56 | 56 |
Костромская | 94 | 98 | 99 | 92 | 80 | 85 | 84 | 82 | 80 | 80 | 80 | 80 |
Калининская | 89 | 97 | 97 | 94 | 94 | 82 | 80 | 80 | 80 | 80 | 84 | 87 |
Калужская | 33 | 35 | 37 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 |
Московская | 198 | 211 | 211 | 215 | 214 | 214 | 214 | 213 | 213 | 213 | 213 | 212 |
Рязанская | 57 | 82 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 76 | 76 | 76 |
Смоленская | 54 | 60 | 60 | 59 | 57 | 56 | 55 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 |
Тульская | 16 | 36 | 38 | 39 | 43 | 39 | 39 | 39 | 39 | 39 | 39 | 39 |
Ярославская | 148 | 148 | 149 | 147 | 147 | 145 | 145 | 143 | 143 | 143 | 143 | 143 |
Итого | 792 | 896 | 907 | 900 | 889 | 875 | 868 | 862 | 857 | 848 | 852 | 854 |