Открытое письмо на II Ватиканский Собор

Феликс Карелин,
православный богослов

  Богомудрые и превознесенные Отцы!

Преемник блаженной памяти Папы Иоанна XXIII, Святейший и великий Папа Павел VI в своей энциклике «Эклезиам Суам» пишет:

«...еще раз хотим мы дать заверение, что со вниманием и с религиозным интересом наблюдаем мы за явлениями, имеющими отношение к проблеме единства, касающимися личностей, групп и общин с живой и возвышенной религиозной жизнью. С любовью и уважением приветствуем мы всех христиан этих в ожидании возможности в диалоге искренности и любви быть в состоянии еще лучше продвинуть вместе с ними Дело Христово и дело единства, какого  возжелал  Он для  Своей Церкви».

Отчетливо сознавая свое личное недостоинство, мы не смеем претендовать на возвышенную религиозную жизнь, но, тем не менее, поощряемые торжественным заверением и ласковым приветствием самого  Папы, мы смиренно надеемся, что Отцы Католической Церкви, движимые христианской любовью и глубоким желанием церковного единства) найдут в себе достаточно снисхождения, чтобы со вниманием прочесть и наше, хотя и неумелое, но глубоко искреннее письмо -  попытку внести скромный вклад в то воистину великое дело любовного диалога, которое столь своевременно и великодушно начала Католическая Церковь.

Встреча Константинопольского патр. Афинагора и папы Павла VI в Иерусалиме, 5 января 1964г.

Перечисляя в своей энциклике возможных собеседников Католической Церкви, Святейший Папа определяет некую внешнюю, хотя и ближайшую к Римской Церкви, окружность, которую он называет христианским миром, отделенным от Рима. В этом внешнем дворе христианства, наряду с протестантами, действительно некогда отпавшими
от церковного Единства, Папа отводит место и св. Православной Церкви, которая, таким образом, вместе с лютеранами и кальвинистами исключается из внутренних покоев Дома Вожия. При этом чадами Дома Божия признаются только члены Католической церкви, которую Святейший Папа вполне отождествляет с Церковью Единой, Святой, Соборной и Апостольской.

Мы совершенно уверены в искренности Святейшего Папы, мы бесконечно далеки от того, чтобы упрекать его в гордыне и властолюбии, мы глубоко чтим его и как верховного Предстоятеля Католической церкви и как возвышенную религиозную личность. Более того  -  мы его любим! Мы благодарны Святейшему Папе за то, что он, великодушно отвергнув дипломатические ухищрения, столь неуместные в диалоге любви, твердо и простодушно, как и подобает истинному христианину, засвидетельствовал свою веру.  -  Но при всем том мы не можем, не смеем и не должны с ним согласиться!

Возлюбленные и великие Отцы!

Не почтите за  дерзость, если мы засвидетельствуем перед Вами, что никогда ни один православный христианин, подлинно вкусивший благодать Божию в ограде св. Православной Церкви, не посмеет согласиться с тем, что его Священная и возлюбленная Матерь исключена из внутренних Покоев Божьего Дома.

Тысячу лет Святая Православная Церковь неповрежденно и действенно хранит Священное Предание древней неразделенной Церкви, тысячу лет Православная Церковь выдерживает бурные натиски антихристианских сил, свидетельствуя перед всем миром Свою неодолимость «адовыми вратами», тысячу лет в Ее благодатных недрах Господь воздвигает и прославляет своих великих угодников.

Посудите сами: как можно согласиться с тем, что Святая Православная Церковь пребывает вне внутренних покоев Дома Божия, если Ее избранные чада предстоят ныне перед Престолом Величия на Небесах?

В этом вопросе не может быть никакого компромисса, ибо, по Слову Спасителя, «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:17-18). «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду» (Мф. 13:38).

Свято веруя в беспредельное милосердие Божие, мы не смеем сомневаться в том, что молитвами Божией Матери и всех святых, спасающая благодать Христа изливается и на тех братьев наших, которые действительно отделились от Церковного Единства и потому пребывают ныне во внешнем дворе христианства, но для нас так же несомненно и то, что благодать прославляющая почиет только на тех, кто неповрежденно стоит в Истине.

В самом деле: если бы милосердный Бог, повелевающий солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылающий дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), Бог без различия благотворящий,  -  так же без различия прославлял бы, т. е. прославлял бы и тех, кто угодил Ему, служа Его Св. Имени во внутренних покоях Дома Божия, и тех, кто старается угодить Ему, пребывая хотя бы и невольно, во внешнем дворе христианства, то каким образом можно было бы отличить Истину от заблуждения, и не произошло ли бы от такого безразличия пагубного смешения путей.

—   Да не будет!

Вековой опыт Церкви учит нас тому, что со времен земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и до наших дней прославленная святость есть важнейшее и непреложнейшее свидетельство религиозной Истины, поэтому для определения кафолического достоинства Церковной общины решающее значение имеет Божественное прославление святых угодников.

В самом деле: если торжествующее Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, равно как и преславное восхождение на небо Божией Матери всецело принадлежат всей совокупности Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, являясь Ее величайшим и неоскудевающим достоянием и непреложным свидетельством Ее стояния в Истине, то Божественное прославление святых угодников, также имеющее универсальное значение и принадлежащее всей Церкви, в то же время сугубо принадлежит тем поместным общинам, в которых протекала их земная жизнь. Прославляя святого угодника, благодать Божия тем самым непреложно свидетельствует, что та Церковная Община, в которой он подвизался, по крайней мере во дни его земной жизни, подлинно стояла в составе Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви  -  пребывала во внутренних покоях Дома Божия.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий