Отношение к Лествице преподобного Иоанна Лествичника на Руси

Иаков (Савельев), монах
Видение Преподобного Иоанна Лествичника.  Россия, XVIII век. 33,2 x 28,8 см.
В центре внимания автора публикации – Лествица, написанная преподобным Иоанном Лествичником в VII веке, являющаяся и по сей день руководством в построении духовной жизни и аскетического делания. Однако отношение святых отцов на Руси к этому творению было неодинаковым. Автор статьи делает попытку на основе мнений русских подвижников выявить степень универсальности положений, изложенных в труде преподобного, и возможность применимости их в условиях современности.

Лествица преп. Иоанна Лествичника — это одна из наиболее известных и важных для христианина книг, в которой описываются многие правила духовной жизни и аскетического делания человека. Но чтобы правильно ее понимать, необходимо знать время, в которое она была написана, обстоятельства ее написания и то, кому она была адресована. Из истории известно, что преподобный, живший на Синае, изложил в ней свой духовный опыт во второй половине VI или в начале VII века. Предназначалась же эта книга для монахов и подвижников. Хотя, конечно, ввиду общности законов духовной жизни, описанных в ней, многие положения, высказанные в этом творении, подходят и вообще для всех желающих спасения.

И тут возникает вопрос, какие из положений, изложенных в ней, имеют универсальный характер, т. е. подходят или являются правильными всегда и для всех, а какие из них нуждаются в пояснении, и как их применять в жизни тем или иным людям? Не дерзая на полноту исследования данного вопроса в рамках этой статьи, постараемся осветить некоторые наиболее важные проблемы и примерно оценить объем текста Лествицы, который необходимо объяснять. Для этого обратимся к святым отцам и церковным писателям, жившим и подвизавшимся на Руси.

В их отношении к Лествице можно выделить две тенденции. С одной стороны, как отмечается в статье Православной энциклопедии, на Руси она «приобрела большой авторитет», ею немало интересовались, и ее использовали в качестве одной из основных книг по духовному деланию1. В частности, известно, что особо пользовались ее наставлениями и другим рекомендовали читать и руководствоваться ею в духовной жизни следующие известные святители, духовники и церковные писатели.

Во-первых, это преп. Нил Сорский. Значительное влияние творения преп. Иоанна Лествичника на него нашло отражение в его письменном наследии. Это можно видеть как по количеству цитат из Лествицы, которые последний использует в своих сочинениях, так и по образу его жизни, соответствующему изложенному в данном произведении2.

Нередко приводит слова Лествицы и его современник преп. Иосиф Волоцкий3.

Часто цитировал это творение св. Иоанна и преп. Паисий (Величковский), «особенно в своей защите Иисусовой молитвы»4.

Об отношении свт. Игнатия (Брянчанинова) к данному сочинению преподобного можно судить не только по частоте его цитирования, но и по тому, что тот писал о необходимости ее чтения. О том, кому больше приносит это пользы, он говорил следующее: «Старайтесь читать книги святых Отцов, соответствующие Вашему образу жизни... Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных»5. Среди них он отмечал «Св. Иоанна Златоустого, Св. Димитрия Ростовского, Святителя Тихона Воронежского, Никифора Астраханского, Георгия Затворника»6. Вступившим же на монашеский путь он рекомендовал «сначала читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преподобного аввы Дорофея, Оглашения преподобного Феодора Студийского, Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с ответа 216 — предшествовавшие ответы даны наиболее затворникам, и потому мало соответствуют новоначальным — Слова святого Иоанна Лествичника, творения преподобного Ефрема Сирского, Общежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Римлянина. Потом, по прошествии значительного времени, можно читать и книги, написанные Отцами для безмолвников»7.

Епископ Герман (Осецкий) о преп. Иоанне Лествичнике и Лествице отзывался так: «И долг, и польза каждого православного христианина... требуют от него ближайшего знакомства с жизнью Преподобного и вслед за тем внимательного изучения его назидательной книги»8.

Епископ Петр (Екатериновский) советовал новоначальным «читать книги в таком порядке: сначала жития святых..., потом писания святого Ефрема Сирина, руководство к духовной жизни святого Варсонофия, нравоучения святого аввы Дорофея, святого Златоуста, святого Тихона Воронежского о должности христианина и другие, святого Иоанна Лествичника, святого Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Нила Сорского скитский устав, затем беседы и слова святого Макария Египетского, святого Исаака Сирина»9. Заметим, что из этого списка, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), свтт. Иоанн Златоуст и Тихон Воронежский писали для христиан, живущих в миру. После же прочтения их творений владыка Петр предлагает ознакомиться с книгами для монашествующих, и первой среди них в его списке стоит Лествица.

Свт. Феофан Затворник в одном из писем к человеку, хотящему проводить аскетический образ жизни, писал, чтобы тот читал «из святых Отцев: св. Исаака Сирианина, Ефрема, Макария Египетского, Достопамятные сказания, Лествицу, Варсонофия и Иоанна и друг. Из них каждый день прочитывайте сколько-нибудь. Много не надо читать»10.

Особо почитали наставления Лествицы оптинские старцы, о чем свидетельствует, например, епископ Варнава (Беляев), который тоже окормлялся в Оптиной, в частности, у преп. Амвросия. В одном из своих произведений он делится воспоминаниями об этом: «В досточудной «Лествице» преп. Иоанна, игумена синайских монахов... высказываются такие основные принципы монашества: «Пей поругание, как воду»11, и — «погиб тот день, в который тебя не ругали». Или как в... контексте «Лествицы» сказано: «Кто стремится к бесстрастию и к Богу, тот считает потерянным всякий день, в который его никто не укорял»12. И не бил, надо добавить, не причинял всяких гадостей, не разносил клевету и прочее, смотря по духовной силе подвижника13.Внешнюю сторону этих заповедей в Оптиной, кажется, хорошо старцы усвоили. Это уже видно из предыдущего описания, будет видно и из последующего. Можно бы и примеры привести из «Подвижников благочестия» о старцах, жизнеописание о. Агапита об Амвросии»14. Т. е., по словам епископа, данное творение они почитали настолько, что признавали необходимость тех строгостей монастырской жизни, которые описаны в нем. Эти слова владыки находят подтверждение и в их письменном наследии. Рассмотрим отдельно то, что писали об этом по крайней мере некоторые из них.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий