Православие и харизматизм

Православие

Диакон Павел Сержантов

Эсхатологические ожидания плюс харизматизм. Пять волн харизматизма породили немало тоталитарных сект и секты, отрицающие основы христианства, такие как вера в Троицу.

Интересно, что отступники не утратили «даров» харизматизма, потому что «дары» эти — нехристианские. Пятидесятников спрашивали: почему у вас обнаружились духовные дары? В свое оправдание те выдвинули эсхатологическое учение о позднем дожде. Бог (Иоил. 2, 23–28) обещал излить Духа в дожде раннем и позднем, что будет сопровождаться дарами пророчества и мистических видений. На Апостолов сошел дождь ранний (Деян. 2, 17), потом была долгая засуха. Дождем поздним сошли пятидесятнические дары предантихристова века. Неопятидесятники до некоторой степени унаследовали от предыдущей волны апокалиптичность. Они усмотрели признак скорого Пришествия в возникновении массового харизматизма. В 70-х у неопятидесятников заметно снизилась активность. Появились лидеры, такие как пастор Д. Уилкерсон, пробуждавшие «харизматов» с помощью апокалиптической «Божией шоковой терапии». Действительно, эсхатологизм всегда придает харизматизму дополнительную энергию, что выливается в сектантские смуты вплоть до религиозных войн.

С 1974 г. на потребительском рынке вводится штрих-код. Неопятидесятники вскоре получают «откровение», что в коде скрыта печать антихриста. Испуганные люди бросаются к «пророкам»: как выжить при антихристе?! Их утешают; вот как выход из опасного положения предлагает Уилкерсон: «Это — вопрос жизни и смерти. Если в вас нет свидетельства Духа в эти последние дни, то <...> подпадете под власть грядущего духа Антихриста!». Каждодневное свидетельство Духа может иметь лишь тот, кто «крещен Духом». На откровении о штрих-кодах строится миссионерская программа, и походит она на рекламную стратегию: человека пугают жуткими перспективами, и он покупает, что велят рекламщики. Да, шоковая рекламная стратегия и неопятидесятнический «Дух» породили апокалиптическое движение против кодов (ДПК).

Среди пророков ДПК особо надо отметить неопятидесятницу Мэри Рэлф (Relfe). Ее труды сделали ДПК массовым явлением. Как это произошло? «Святой Дух» открыл Рэлф: в штрих-коде зашифровано 666, покупающий товары с кодом принимает печать антихриста. В 1980 Рэлф пригласили читать курс лекций, «Бог» дал название ее курсу. Он же побудил Рэлф выпустить на основе курса книгу «Когда ваши деньги теряют смысл, 666». Книга прогремела взрывом в 1981. На следующий год вышел второй бестселлер — «Новая финансовая система, 666». Рэлф описала апокалиптическую картину: нельзя покупать и продавать без начертания с числом зверя (см. Откр. 13, 16–17), то есть штрих-кода. Начертание ставят на товары и скоро поставят на людей. С обложки первой книги смотрит лицо, похожее на президента со стодолларовой купюры. Лоб его украшает штрих-код. Читателю объясняется: система 666 заменит оборот наличности на безналичные компьютерные расчеты. Для убедительности приводятся цитаты из ученых и библеистов, хотя не с их монографий, а с мистики все началось. Книги Рэлф вызвали лавину похожих мистических триллеров, обличающих антихристовы технологии.

В первых рядах читателей Рэлф оказались заинтересованные православные, ее откровения попали на Афон, к «зилотам» (так мягко называют греческих ревнителей Православия, доходящих в своем ультраконсерватизме до расколоучительства). Святогорский монах Парфений выпустил перевод обеих книг «харизматички» под общим названием «Тревожные знамения времен». Парфений хотел, чтобы побелевшие нивы (греки) были пожаты — пришли в духовное движение. Хотя он и сомневался: не в прелести ли Рэлф? Согласно воспоминаниям греческого митрополита Мелетия, после публикации Рэлф вспыхнул бушующий и поныне пожар страстей. Появилось православное ДПК. Откровение о штрих-кодах в 80-е распространялось среди православных греков, с начала 90-х — по России и Украине. Из ранних публикаций ДПК у нас большое влияние оказала царебожная книга «Россия перед Вторым Пришествием». Книга пересказывала Рэлф, опираясь на греческое ДПК.

Почему ДПК нашло живой отклик у греков и у нас? Думается, потому, что Византийская и Российская империи многими видятся как оплот вселенского Православия, их падение переживается как горе апокалиптическое. Кроме того, у нас семя ДПК упало на почву, подготовленную тремя апокалиптическими движениями, отмеченных духом харизматизма. Это возникшие в XVII в. старообрядческое и хлыстовское движения и пришедшее после революции как бы на смену хлыстам «истинно-православное» движение. Меж собой эти движения причудливо переплетаются. Отечественное ДПК использует ресурсы трех своих предшественников. В его арсенале имеются старообрядческие вставки в тексты Зиновия Мниха, «истинно-православный» текст «Явление Спасителя». Один из ведущих авторов ДПК Н. Козлов борьбу православных с хлыстовством называет гонениями Синода на истинно-верующих христиан. Православное крыло ДПК и вживую контактирует с близкими ему по духу старообрядцами и «истинно-православными».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий