Православие и харизматизм

Православие

Диакон Павел Сержантов

Сораспятие Христу. Святитель Макарий (Невский) в 1917 г. якобы увидел вещий сон о том, как Государь «взял вину русского народа на себя». Сон опубликовали единомышленники С. Нилуса, которому в 1921г. сон «кто-то передал». (Да, влиятельный в ДПК писатель Нилус многим привил любовь к оптинским старцам, что не делает этого представителя «истинно-православного» движения, который «напророчил» целый ряд несостоявшихся эсхатологических событий, знатоком исихастской традиции.) Согласно Феофану Затворнику, христианин восходит на Голгофу, когда очищается от своих страстей на кресте благоразумного разбойника (1–2 ст.); сраспинается Христу, когда предается в волю Божию (6–7 ст.), когда может сказать: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19–20). Хотя апостол Павел сораспялся Христу, он спрашивает: Разве Павел распялся за вас? (1 Кор. 1, 13). Апостол после мученичества сам ходатайствует перед Богом за христиан, но он исповедует, что только Жертва Христова всеискупительная.

К началу 1980-х относится встреча ДПК и православных, находящихся под влиянием ключевых для царебожия идей. Иеромонах Серафим (Роуз) предчувствовал конец мира, еще когда писал книгу «Православие и религия будущего» (1975 г.). Там признаком предантихристова времени он вывел экуменизм, по милости которого неопятидесятничество проникло к нам. Летом 1982 г., после публикации Рэлф, он читает лекцию «Православное мировоззрение» и среди признаков последних времен называет компьютерную систему 666. Лекцию начинает критика «харизматов», а заканчивает тезисный пересказ Рэлф.

Иеромонах Серафим, ощущая апокалиптичность нашего времени, утверждал: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство <…> Однако до сих пор нет настоящего покаяния». Наставник иеромонаха Серафима епископ Нектарий (Концевич) по «некоему откровению» в те же годы заявил: «Смертный грех цареубийства тяготеет <...> над каждым из нас <...> Христос был распят <...> , так и Государь принесен в жертву за грехи всей России”. Последние две цитаты современные царебожники из ДПК берут как руководство к действию. Они верят, что грех против царя, аналогичный первородному, запустил механизм уничтожения РПЦ, а остановит этот механизм чин отвержения этого греха. Он же призовет «Царя», с чьей властью будет связано процветание России и победа над антихристом. Фигуру «Царя» они смешивают с Христом в первом и втором Пришествии. Эта путаная доктрина, сходная с откровениями «истинно-православных» царебожников-богородичников, напоминает учения католических маргиналов о «Соискупительстве» Девы Марии и хилиастическом «веке Марии» перед концом света.

Одна группа царебожников организовала проведение на открытом воздухе чина покаяния в цареубийстве. «Поток чудес» организаторы чина приводят как доказательство его благодатности. Священники на чине делаются прозорливыми, группы кающихся слышат ангелов и получают исцеления в диапазоне буквально от исчезновения насморка до воскрешения. Ольге из Ульяновска по приезде на чин во сне был глас: «У вас не имена, а цифры». Вернувшись домой, она отказалась от ИНН. Покаяние и вообще первые ступени восхождения не позволяют нам принимать опыт мистического сна: «У тех только бывают истинные во сне видения <...> которых ум благодатию <...> свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им» (преподобный Симеон Новый Богослов). Свидетельство Людмилы из Ростова-на-Дону дает почувствовать атмосферу чина покаяния в цареубийстве: «Через Царя наше спасение! <...> (во время слезного покаяния — д. П. С.) мужской голос закричал: С иконы Царя Николая II течет кровь!?. Мгновенно заколыхалось людское море и ринулось к иконе».

На чине у Татьяны из Сергиева Посада «появились трепет и дрожь в руках. А далее по телу стали проходить как бы слабые нити электрического тока. Татьяна испугалась и обратилась с молитвой к иконе Господа, которая вибрировала в ее руках. Она посмотрела на икону и увидела, что из-под тернового венца Спасителя потекла кровь. Весь Чин покаяния Татьяна проплакала». Характерные черты: крики и колыхание ожидающей чудес толпы, дрожание и обмороки, видения. Этот чин — псевдоправославный аналог кэмп-митингов, которые сделали харизматизм массовым явлением.

Чин проводился примерно раз в месяц, привлеченные мистическими ощущениями люди приезжали на него по нескольку раз. Организаторы сообщают, что через чин за 3 года прошло 200тыс. человек, и что возражать против чина могут только сатанинские силы.

Недавно Патриарх Алексий заявил, что участие в этом чине для православных недопустимо и душевредно, что священников, которым для покаяния недостаточно таинства исповеди, необходимо лишать сана. Организаторы чина в ответ лишь приостановили его проведение на открытом воздухе, пока Патриарх не предложит канонический вариант чина, как будто заявления Святейшего и решения Синода не закрыли вопрос о царебожном чине.

Чин предлагает альтернативную церковной борьбу с грехом — групповое покаяние в родовых грехах, «покаяние» за умерших (ср. «крещение» за умерших). Хотя сын не может каяться в грехе отца, а только в личном грехе. Вообще царебожники возвращают христиан к родовому сознанию. Обожение у них становится из личного групповым событием. Н. Козлов фактически возвещает о роде «Удерживающих Царей Искупителей», который сотрет главу змия. Учение о том, что после Христа царский род спасает человечество, ставшее трансгенной смесью людей и бесов («Опричный листок», № 43 и 54), уже было слышно — из харизматистской секты Муна.

Другая группа царебожников считает покаяние в цареубийстве клеветой на народ. Она признает ИНН антихристовой провокацией, на нее призывает ответить соборным прославлением Николая II в «лике искупителя». Тогда земля даст семикратный урожай, народ духовно воскреснет, «как Апостолы, когда на них обрушилась благодать, языки сошли». Царебожная теология процветания предполагает, что некоторые могут вкушать харизму уже сейчас: «Благодать на них давит (у них и правда давящая «благодать» — д. П. С.), и они в радости пребывают». Так учат авторы «единственной в мире мироточивой газеты «Жизнь вечная». Интересно, что статью псевдоправославной «Жизни вечной» о духовном смысле проклятия перепечатала неопятидесятническая «Церковь прославления». Рыбак рыбака видит издалека; «харизматы» учатся у ДПК.

Перспективы у расколоучителей.Разные лидеры ДПК ставят ультиматум: нынешнее поколение будет жить при антихристе, спастись можно только, если присоединиться к нам. За подписью 4-х женщин ДПК по приходам рассылало такое открытое письмо: «Г-н Ридигер <...> в ряде изданных вами от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси посланий неоднократно звучали утверждения о духовной безопасности принятия и использования цифровых идентификаторов личности <...> Мы не можем <...> принимать церковные таинства от Вас <...> не можем рассчитывать на добровольное оставление Вами и (рядом иерархов — д. П. С.) <...> занимаемых должностей и <...> оставляем за собой право дерзновенно призывать народ <...> (к — д. П. С.) решению «снизу»». В письме даны телефоны для тех, кто решится на раскол. Журнал «Сербский Крест» ждет от читателей паспортных данных с адресом для «формирования в дальнейшем православной общины». Царебожники-пелагеевцы разработали чин приема в «Царскую Православную Церковь», которая якобы располагает тайной иерархией. Ссылаясь на старца Паисия Афонского, его русский публикатор (иеромонах Доримедонт) пишет о нужде в появлении нового чина: принимать через покаяние в церковное общение тех, кто вынужденно оформил ИНН. Некоторые активисты ДПК держатся более сурового откровения «харизматов» и считают, что штрих-коды, ИНН — это печать антихриста, а не предпечать, и не допускают пользователей этих технических средств до покаяния.

Как и полагается, перечисленные и другие расколоучители от ДПК себя таковыми не считают. Иеросхимонах Рафаил возмущается: «Мы выступаем против ИНН. И мы раскольники? Церковь не жила с ИНН до конца прошлого столетия. Что же, все были раскольники? Те, кто ввели эти новшества <...> Я их называю не только раскольниками. Они еретики». Рафаил воспроизводит логику старообрядческих расколоучителей: мы спасаемся как Сергий преподобный, по-старому, никониане ввели карточки и новое имя Господа — Иисус (число которого якобы 666), они и суть раскольники. В ДПК подобно староверам рассуждают о книжной справе, но Ленина, а не Никона: «Слугами лукавого было выдумано <…> писать бес...сильный <…> (беса — д. П. С.) стали хвалить, как бы нечаянно в храмах <…> Святый, а далее звучит: бес...смертный, помилуй нас!». Совпадение логики ДПК со старообрядчеством неслучайное: оба движения апокалиптические, с харизматистами во главе. Сопоставим их, чтобы получить данные для прогноза: что может произойти с теми из ДПК, кто решится пойти на раскол?

Итак, харизматистские лидеры старообрядцев увидели в Патриархе Никоне антихриста, отмеченного числом 666, и ушли в раскол. Со временем раскол поляризовался.

Первый полюс. Убедившись, что Никоном история не кончилась, прозорливцы вычислили антихриста в следующем «гонителе»— Петре I, его императорский титул дал число 666. Но Пришествие все не наступало. (В ДПК также заявления «штрих-коды — печать антихриста» заменили на разговоры о предпечати антихриста, о том, что сроки конца времен Господь по молитвам удлиняет.) Жизнь в расколе приходила в упадок: епископов не было, священники вымирали. Часть раскольников посчитала свое беспоповство признаком антихристова времени: отнялась благодать священства. Жизнь их по литургической скудости приблизилась к протестантской.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий