Православие и харизматизм

Как избавиться от действия темной силы? Уже в древней Церкви дар изгонять бесов стал редким. Дабы противостоять самозванным бесогонам-харизматистам, Церковь IV в. ввела экзорцистов в состав клира. Современная Церковь заклинает бесов на чине крещения, отчего нужда в клириках-экзорцистах отпадает. Бес приседит страсти, прогнать его можно, преодолев страсть, на которой он паразитирует. «Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти <...> чтобы изгнать демонов этих страстей» (авва Питирикон). Как удостоверяет Евангелие (Мф. 12, 43–45), экзорцизм оборачивается поражением от беса, если одержимый не борется со страстью, доведшей его до одержимости. Благодатный экзорцист заботится, чтобы не стать игралищем бесов: бесы прикидываются, что они изгнаны, подвижник тщеславится победой, и бесы успешнее ведут невидимую брань [Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. Древний патерик]. Смирение служит основным оружием против бесов: «Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным <...> бесовского наведения: тогда страхование пройдет» (святитель Игнатий Брянчанинов). Исихастский настрой предаться воле Божией отличается от харизматистского настроя на чудо, за которым стоит желание творить свою волю.

Под католическим влиянием у нас появился обряд отчитки, ошибочно предполагающий, что дар изгонять бесов подается на иерейской хиротонии. Отец Иоанн (Крестьянкин) подчеркивает, что отчитка только обряд. «Во всех случаях бегите к Богу в Таинствах»,— призывает он страдающую от бесов и перечисляет исповедь, причастие, соборование, предполагающие покаянную борьбу со страстями. В истории Церкви случаи экзорцизма были индивидуальными. За последние годы на отчитках возник новый массовый экзорцизм, когда священник на раз изгоняет бесов из 150 человек. Такое приходится сравнивать с неопятидесятническими экзорцистскими конвейерами, а не с православным опытом. Психиатр Ю. Полищук отмечает, что «в ходе так называемой отчитки совершается эмоциональное стрессовое воздействие». Некоторые православные экзорцисты проповедью и чтением молитв эмоционально «разогревают» собравшихся (как делают это «харизматы»), и кто-то начинает бесноваться, присутствующие тут же психопаты (и не только они) заражаются беснованием. Некоторые приезжают на отчитку не первый раз, они уже приобрели опыт, который считают обнаружением силы бесовской перед тем, как ее побороть, им нетрудно в атмосфере массовой отчитки воспроизвести полученный опыт.

Эстафета беснования на отчитке интерпретируется не как событие естественного порядка, а как результат принятия бесноватыми благодати (внешне это нередко проявляется трясением, падением и прострацией, что сходно с «Крещением Духом» у неопятидесятников). Часть священников, практикующих массовый экзорцизм, претендует на прозорливость. Они якобы видят изгоняемых бесов, различают психически больных от бесноватых. Массовые отчитки превращаются в харизматистские собрания. Церкви не известен массовый экзорцизм, зато хорошо известно массовое кликушество, которое объявлялось следствием перехода бесов от одного человека к другому через наведение «порчи». С кликушеством Церковь боролась, а не создавала для эпидемии кликушества благоприятных условий в виде массового экзорцизма. На почве эпидемий вроде кликушества не раз возникали новые секты.

Волна знамений от икон. Икона уводит нас от соблазна на молитве воображать Христа. Он уже изображен согласно канонам, исключающим мистические фантазии иконописца. Перед иконой происходит личная встреча с тем, кому мы молимся. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил о реликвиях так: «Святые и при жизни исполнены были Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их <...> и со святыми иконами их, — не по существу, но по благодати и действию (энергии)». Это проявляется, в частности, мироточением. Помазанием мира от мощей и икон Господь может подать исцеление и изгнать беса.

На наших глазах появилось чудо массового мироточения. Самое знаменитое началось в 1998 г. в ивановском женском монастыре: от богородичной иконы эстафету мироточений приняли более 7,5 тысяч икон только за первый год, от мира были исцеления. Духовник монастыря, слывущий в народе старцем, высказал свою трактовку чуда: Господу угодно, «чтобы отсюда началось выздоровление всей России». Монастырь стал всероссийским паломническим центром. От известных из истории Церкви случаев мироточения новоявленное чудо отличает то, что в этом случае не истекает, а появляется, не миро, а разнообразная по консистенции влага, не только от икон, а от журналов, фаянсовой чашки. Мироточит «икона Искупителя Николая», нью-эйджевская «икона Божией Матери Воскрешающая Русь». Культ последней сформировал харизматистское движение ее почитателей, в котором участвуют две околоправославные секты. Патриарх Алексий в 2004 г. призвал изъять «Воскрешающую Русь» из церковного обращения.

Знаменитое мироточение в Оренбургской области началось с того, что от приложенной к мощам иконы святителя Николая «вышли две светящиеся стрелы. Около двух минут продолжалось свечение». Потом икона стала слезоточить, после замироточила и передала эстафету чудотворения десяткам домашних икон. Из них наибольшую известность получила упомянутая в рассказе о ДПК икона Спаса. Тяжко болящим хранительница иконы дает для исцеления прикладываться к «Крови Христа» на иконе. Зимой изба с массовым мироточением промерзает, паломники выпускают на улицу тепло бесконечным открыванием дверей. В городе Клин-9 массовое мироточение превратило квартиру Валентины Ж. в целительский харизматистский центр [Протоиерей Борис Балашов издал на этот счет основательную статью “О церковности чудес” .

Подобный центр действует в доме протоиерея Михаила О. (Краснодарский край). В его семье видели как «благодатный Огонь» сошел на домашние кресты, и они замироточили. Мироточит и фото ныне здравствующего протоиерея Михаила О. У хранителя мироточивых икон православного юноши Торнике из Грузии сами собой появляются раны, из некоторых идет не кровь, а миро. А в это время неопятидесятники публикуют фотографии необъяснимого появления масла на своих ногах и руках во время собрания. Они принимают это за помазание от Бога. Харизматисты, и наши, и не наши… сами мироточат, как живые мощи.

Массовое мироточение мы находим в опыте как православных, так и католического диакона-«харизмата» из США А. Уэйлерта (Weilert). Его знакомый в 2003 г. получил в подарок медаль, приложенную к мощам католической святой Элизабет Энн Сетон (miraculous medal — католический аналог наших металлических нательных иконок). Он обнаружил, что медаль источает масло. Домашние святыни, оказавшиеся рядом с медалью, замироточили. Масло с медали посчитали символом присутствия Духа. Благодаря Уэйлерту десятки тысяч святынь замироточили от медали, многие люди от мира исцелялись. Уэйлерт руководит «харизматическим» центром: исцеляет молитвой, помазывает больных маслом от медали. История с Уэйлертом поразительно совпадает с массовыми мироточениями у православных. Та же эстафета мироточений от литургически значимых святынь, те же исцеления. Однако происходит эта история в ходе неопятидесятнической волны, прорвавшейся к католикам.

Волну мироточения с волнами харизматизма объединяет не только опыт Уэйлерта, но и то, как взрыв чудотворства православные увязывают с эсхатологическими ожиданиями. Часто спрашивают: является ли массовое мироточение признаком скорого конца? Отвечает игумен Лукиан: «Знамений в наши дни действительно много. Но это предсказано <...> в книге пророка Иоиля». И приводит стихи о излиянии Духа в последние времена (Иоил. 2, 28), прибавляя: «Наше время во многом апокалиптично». Да перед нами же (нео)пятидесятнический аргумент о позднем дожде! Массовое мироточение для некоторых православных годится на ту же роль, какую сыграло массовое «крещение Духом» для «харизматов». «Крещение Духом» связано с исцелениями, изгнаниями бесов, молитвой на языках, пророчествами. Все перечисленное наблюдается при массовых мироточениях у православных, кроме говорения на языках. Правда, в современных «волнах Святого Духа» оно и не считается обязательным. Пережившие «Крещение Духом» передают свой опыт другим, также и ревнители мироточений устраивают эстафеты мироточений, выискивают подтеки влаги на иконах по храмам, побуждают священников помазывать прихожан и отслеживать слухи об исцелениях, предавая чудо огласке.

Назад/        Начало           / Окончание

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий