Православие на Филиппинах

Православие на Филиппинах

Диакон Георгий Максимов

«Вы едете на Филиппины? Зачем?» – незадолго до моей поездки в этот уголок Юго-Восточной Азии мне довелось услышать такой вопрос, а также и мнение, что ни сама страна, ни люди, ее населяющие, не заслуживают внимания. Насколько же ошибочным оказалось это мнение!

Православная община во имя свт. Николая Сербского на острове Лейте

Филиппины – красивейшая страна, в которой живут замечательные люди. Для меня она была особенно интересна тем, что это единственная страна Юго-Восточной Азии, принявшая христианство. Подавля-
ющее большинство населения – католики, но в последние годы все больше появляется протестантов. Присутствует здесь и Православие. В 1930—1940-е годы существовал приход Русской Зарубежной Церкви,
и около полугода здесь прожил святитель Иоанн (Максимович), в 1990 году появился приход Константинопольского патрархата, а в 2008 г. миссия Антиохийской Православной Церкви. Как раз в общении с православными филиппинцами и прошли несколько дней моего частного визита.

С собой я привез иконочки с копией Владимирского образа Божией Матери и надписями на двух основных языках Филиппин – тагалог и себуано. Эти скромные издания Православного миссионерского общества имени прп. Серапиона Кожеезерского оказались очень востребованы, так же как и нательные крестики, ладан и другие православные церковные предметы, которые не так легко здесь достать.

г. Манила

Удивительно, как много в столице Филиппин мест, так или иначе связанных с Православием. Пока мы проезжали по улицам Манилы, профессор Филипп Балингит то и дело показывал мне: «вот место, где был русский православный храм, разрушенный попаданием японской бомбы в 1945 г.», «а вот этот огромный храм и университет раньше были православными, их построила и содержала богатая греческая семья. Когда она обеднела, все пришлось продать католикам», «а здесь располагается неканоническая «Единая святая православно-католическая церковь», которую, как утверждает ее лидер, будто бы основал святой Иоанн (Максимович), что, однако, является неправдой». Вообще на Филиппинах официально зарегистрированы 190 организаций, использующих в названии слово «православный», при этом к подлинному Православию имеют отношение только дветри из них. Для кого-то создание таких структур является просто бизнесом, – например, бывший католический священник регистрирует очередную «православную церковь», чтобы заниматься специальной услугой – венчать пары на пляже, что запрещено местной Римо-католической Церковью. Все Православие сводится к названию, в остальном все латинское.

Но самым неожиданным оказалось, что главной святыней Филиппин является... православная икона! Когда мне сказали, я не поверил, так что меня отвезли в эту церковь, чтобы я мог убедиться своими глазами – это точная копия иконы «Всепомогающая», включая греческие титлы и восьмиконечный крест, который держит один из ангелов. Говорят, что эта икона не вполне честным образом изъята в прошлом из православной страны. На Филиппинах она прославилась огромным множеством чудес, почему народ и почитает ее. В храме Бакларан у нее постоянно толпы молящихся, и каждый час служится месса, но мало кто из приходящих знает о том, что икона – православная, как и в целом о Православии на Филиппинах пока что знают немногие.

о. МасбатРано утром из Манилы мы с Филиппом перелетели на остров Масбат, – одно из красивейших мест в Азии, какие я только видел. Кокосовые пальмы здесь невероятно высокие, их заросли густо покрывают холмы, с одной стороны дороги тянется морской берег, а с другой стороны мелькают речки,  сменяющиеся рисовыми полями. Весь час, пока мы ехали к монастырю, я наслаждался видами. Мы успели к началу литургии. Единственный православный монастырь на Филиппинах оказался довольно внушительной постройкой. В храме и в службе все на греческий манер, но многие иконы – русские. Служат на английском языке, лишь некоторые части богослужения – на языке себуано. Поют все, кто находится в храме. Распевы простые, но исполняются так искренне и слаженно, что чуть ли не до дрожи пробирает. Ко причастию подходят едва ли не все молящиеся. Местный священник – отец Георгий, – служит с большим благоговением.

После литургии было общее угощение, и поздравительная программа, которую устроили для гостей – нас с профессором Филиппом Балингитом. Филиппинцы довольно эмоциональны и непосредственны – староста прихода, начав приветственную речь с шуток, к концу так расчувствовался, что прослезился. Затем прихожане, – как старые, так и малые, – исполняли песни. Самой маленькой исполнительницей была дочь старосты. Девочка никак не хотела петь, несмотря на уговоры и понуждения взрослых. Я уже хотел было сказать, что если она не хочет, то не стоит заставлять, но тут игумения нашла выход – она позвала мальчика постарше, видимо, брата. Он взял девочку за руку, что-то шепнул на ухо, азатем запел первую строку песни. Кроха подхватила и уже в одиночку пропела сбольшим задором все оставшиеся строки.
Филипп привез здоровенную сумку разных вещей, полезных в хозяйстве, а настоятельница тут же распределила это по прихожанам, показывая вещь и спрашивая, кто испытывает в ней нужду. Все просто и по-семейному. Филипп откладывает от своей зарплаты на протяжении нескольких месяцев, чтобы потом купить и привезти на Масбат все это, поскольку люди здесь очень бедны. Отрадно видеть такую взаимопомощь у православных филиппинцев.

Во время приветственного обеда профессор Балингит рассказал мне печальную историю отца Викентия (Эскарча), который стоял у истоков Православия на Филиппинах. Он был бенедектинским священником
и пользовался известностью на острове благодаря строгости в молитве и богослужении. Он также являлся основателем и духовником женского монастыря бенедиктинского ордена. Будучи как-то в США, отец Викен-
тий увидел православный храм и, заинтересовавшись его внешним видом, вошел и был пленен православным богослужением. Он стал все больше узнавать о Православии и его исследования завершились вхождением
в 1990 г. в Константинопольский патриархат вместе со всем монастырем – двенадцатью монахинями. Он стал первым православным священником-филиппинцем. При совместных трудах – его и настоятельницы матушки Феодотии, – был построен замечательный православный монастырь (из прежнего католического их выгнали сразу, как только стало известно о принятии ими Православия), появилась община из новообратившихся местных жителей. В 2004 г. по причине здоровья отец Викентий попросился на покой, и его желание было удовлетворено. Но впоследствии у него стали копиться обиды на греческого  митрополита, а также появилась некоторая ревность к другим священникам-филиппинцам, рукоположенным после него. В итоге он создал свою собственную «церковь», в которую увлек некоторых прихожан. В своей практике он смешивал православные традиции с католическими (например, служил на пресном хлебе), а со временем привнес некоторые оккультные элементы. Какое-то время назад он попал в аварию, повредил ногу, и оказался в деревенском госпитале. Здесь у него началась гангрена. Мне сказали, что ногу уже невозможно спасти. Во время рассказа возникла идея нам посетить отца Викентия и мы отправились в госпиталь.

Бедный отец Викентий сидел в палате «святой Иуда Фаддей» под капельницей. Обе ноги были открыты и стало видно, что гангрена распространилась уже на вторую (дело осложняется диабетом). Зрелище его страданий было столь ужасным, что первые  мгновения я даже не мог вымолвить ни слова. Матушка Феодотия сомневалась, захочет ли он принять нас, но отец Викентий любезно встретил нас.

Улыбнувшись, он попросил прощения за то, что не может принять нас достойно, поскольку очень болен. Мы немного побеседовали, я поблагодарил отца Викентия за все доброе, что он сделал для Православия на Филиппинах, а также передал небольшое вспоможение. Отец Викентий поцеловал мне руку, а также отцу Георгию и поблагодарил нас за то, что мы проведали его. Отец Георгий будет и дальше навещать его. Как ни печально, но при виде отца Викентия нельзя избавиться от впечатления,ичто его болезнь к смерти. Поскольку он уже высказывал ранее желание быть погребенным в монастыре, матушка Феодотия спросила его распоряжения на этот счет, и он сказал, что хочет быть похороненным в простом гробу, без всякой пышности. Филипп надеется, что он все-таки примирится с Церковью, прежде чем отойдет в другой мир. Читатели этих строк, помолитесь, пожалуйста, за тяжко болящего заблудшего иеромонаха Викентия.

После госпиталя мы отправились в гости к отцу Георгию. Все то время, когда нет службы – он обычный крестьянин и кормит свою большую семью (шестеро детей) трудами рук своих. Проходя среди хижин,
стоящих среди пальмового леса, глядя на простую жизнь этих улыбчивых людей, я невольно удивлялся тому, что и в такой невероятной глуши живут православные христиане. Во время разговора за кружкой кокосового сока обсуждались различные богословские и канонические вопросы.

Отца Георгия беспокоило то, что за все четыре года, что он служит на Масбате, он так и не получил от митрополита разрешение совершать исповедь (в греческих Церквах такое разрешение дается не сразу). В
результате все эти годы прихожане остаются без исповеди. Он объяснял ситуацию митрополиту и просил либо дать ему разрешение на исповедь, либо прислать другого священника, который имеет разрешение, но не получил никакого ответа. Я сказал, что хотя в Русской Церкви священник начинает исповедовать сразу после хиротонии, отец Георгий должен следовать традиции той Церкви, к которой принадлежит и терпеливо ждать, пока митрополит даст ему разрешение исповедовать, время от времени вежливо напоминая о ситуации. В таком случае в будущем он сможет ожидать терпения и послушания от своих духовных чад, если сам сейчас покажет пример терпения и послушания.

В таком же духе были рассмотрены и другие недоумения. Позднее Филипп сказал мне, что опасался, что я начну говорить против митрополита, поскольку тот говорит против Русской Церкви и, в частности, самому Филиппу запретил посещать русский храм во время пребывания в Таиланде. Но оказалось, что я, напротив, защищал их митрополита и укрепил связь о. Георгия с ним. Уже затемно мы вернулись в монастырь и, после беседы с матушкой Феодотией, легли спать. Запомнился рассказ матушки о реакции местных жителей на их
обращение в Православие – «а, значит, вы стали коммунистами». Православие у них ассоциировалось с Россией, а Россия с коммунизмом, в итоге из двух ассоциаций сложилось нечто невероятное.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий