Православная Церковь при новом Патриархе, ч.16 (окончание)

О православном образовании в России (окончание)

 Валерий Овчинников

  Подготовка учителей, или Кадры решают все

Введение религиозного образования в государственные учебные заведения было бы невозможно без активного со­действия церкви религиозно мотивированных преподава­телей. Обычно в каждой школе есть одна-две учительницы, считающие полезным введение православного образова­ния. В каждой области есть один-два таких же директора школы.

Это создает зыбкую экспериментальную площад­ку для формирования методов православной педагогики. Первоначально для отчетов епархиальных управлений РПЦ этого вполне хватало. Однако для действительного проникновения православного образования в школы нуж­ны квалифицированные преподавательские кадры.

Попытку выявить и консолидировать эти кадры РПЦ сделала в 1996 г. Была проведена серия совместных научно-практических конференций епархиальных управ­лений, местных образовательных учреждений и област­ных администраций. Они были названы чтениями и по­свящались местным православным святым. Это начинание продемонстрировало явную нехватку кадров православ­ных преподавателей и вызвало усиление внимания РПЦ к курсам повышения квалификации, педагогическим ву­зам и университетам.

При некоторых педагогических вузах были созданы лаборатории или кафедры православной педагогики для разработки методических рекомендаций к курсам «Осно­вы православной культуры» (ОПК). Кафедры взяли на себя чтение курсов для преподавателей ОПК, студентов и аспирантов. Были введены специализация по православ­ной педагогике и полномасштабная подготовка учителей, параллельно к этому приобщали и студентов-педагогов других специальностей.

На Архиерейском соборе 2008 г. в докладе председате­ля Учебного комитета архиепископа Верейского Евгения было сказано, что количество студентов православных духовных учебных заведений превысило 10 тыс. Он отме­тил, что благодаря реформе духовного образования семи­нарии стали высшими духовными учебными заведениями, а реформированные академии вступили на путь преобра­зования в научно-педагогические и научно-богословские центры. Подготовке преподавательских кадров способ­ствовало создание единой электронной базы дипломных и диссертационных работ, разработка нормативных доку­ментов, регламентирующих деятельность ученых советов, кафедр, диссертационных советов, присуждение ученых званий и степеней, разработка единой автоматизирован­ной системы управления информационными процессами системы духовного образования.

Воссозданный научно-богословский портал «Богослов.Ru» показал достаточную эффективность открытого обсуждения научных публикаций и авторефератов диссер­таций. Объемы справочной и библиографической инфор­мации на портале позволяют говорить о формировании открытой научной богословской среды, способствующей развитию православного богословия как гуманитарной науки. Планируется создание Высшей церковной аттеста­ционной комиссии.

Система высшего богословского образования создава­лась на стыке духовного и светского образования. С одной стороны, появились православные высшие духовные учеб­ные заведения, получающие государственную аккредита­цию, с другой — в рамках светских вузов открывались теологические факультеты. Налаживалось сотрудничество и взаимодействие церковных и государственных вузов. В светских вузах с 2000 г. был введен государственный образовательный стандарт по направлению «Теология», примерные учебные планы которого разрабатывались православными богословами. В Курском и Рязанском го­сударственных педагогических университетах, Алтайском, Красноярском, Орловском и Тверском государственных университетах, в Новокузнецком институте повышения квалификации учителей были созданы кафедры и лабо­ратории православной педагогики и теологии. В 2001 г. было введено направление «Православная теология» (бакалавр) в Белгородском и Тульском государственных университетах, Рязанском и Тульском государственных педагогических университетах, Уральском государствен­ном профессионально-педагогическом университете, Са­ровском физико-техническом институте. В целом в 2002 г. приступили к учебе (очно и заочно) по новой специально­сти 240 человек.

Совместными усилиями был подготовлен и заключен договор о сотрудничестве Министерства образования и науки и Русской православной церкви. В нем признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также высказыва­ются намерения о развитии сотрудничества в воспитании детей и молодежи, заявляется о содействии реализации программ, направленных на развитие духовности и об­разования. Настораживает, правда, такое направление государственно-конфессионального сотрудничества, как противодействие деятельности тоталитарных и деструк­тивных сект, т. е. тех, кого Православная церковь занесет в этот список.

В сфере высшего религиозного образования на 2008 г. числилось 10 православных университетов и институтов, а также 9 религиоведческих факультетов в государствен­ных вузах, 6 отделений и 6 центров дистанционного обу­чения. Лицензию на подготовку теологов имели 40 вузов, из них 25 — государственные университеты. Православ­ная теология преподается в 34 вузах, по специальности и образовательному направлению «Теология» обучалось примерно 3500 студентов. Для использования выпускников теологических кафедр в научной и образователь­ной деятельности необходимо решить вопрос о введении теологии в номенклатуру научных специальностей ВАК. К сожалению, какой-либо убедительной статистики о чис­ле выпускников и численности тех теологов, которые пошли преподавать в общеобразовательные школы или духовные учебные заведения, мне получить не удалось.

Важную роль продолжал играть ежегодный церковно-­общественный форум «Международные Рождественские образовательные чтения», в которых в 2008 г. приняли участие 12 500 человек. С 2006 г. они проводятся и в феде­ральных округах.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий