Православная Церковь при новом Патриархе, ч.18

Православная церковь в общественно-политической жизни прибалтийских государств

Надежда Белякова

Введение

Прибалтийские республики стали точкой опоры для оппозиции советской союзной системе в ходе Перестройки. В процессе дистанцирования от союзного центра наблюдалось активное использование религиозно-национальной риторики и символики.

Вообще сегодня можно говорить о том, что появление в публичном пространстве религиозной тематики, религиозных активистов стало явным знаком общественного перелома в период Перестройки. Представители разных конфессий прибалтийских республик активно участвовали в массовых общественных движениях и поддерживали национально ориентированные силы1.

Инициаторы общественно-христианского движения «Возрождение и обновление», возникшего в потоке «Атмоды», входили в состав оргкомитета мощного латвийского «Народного фронта», приветствовали национальную независимость Латвии. Основатели движения объявили обответственности церкви за нравственное здоровье нации и состояние духовной атмосферы в обществе, декларировали необходимость христианской проповеди в различных формах, поскольку христианство — это не система взглядов, а образ жизни. Параллельно движение выдвинуло тезис об ответственности церкви за сохранение национальной самобытности и идентичности 2.

В Литве католическое духовенство активно участвовало в деятельности движения за Перестройку «Саюдис»; после учредительного конгресса в октябре 1988 г. была отслужена торжественная литургия3. Руководство «Саюдиса» предложило католическому духовенству около 30 мест на учредительном съезде и 6 мест в Сейме4.

В Эстонии, правда, в значительно меньшей степени, Лютеранская церковь также оказалась в национальном движении. Хотя в отличие от Католической церкви в Литве Лютеранская церковь в Эстонии не стала ядром консолидации протестных сил в обществе в конце 1980-х годов, она стала важным фактором национальной идентификации и воспринималась как старейший национальный институт, связывающий Эстонию с Западной Европой 5.

Литва, наиболее конфессионально (и национально) однородная прибалтийская республика СССР, первой продемонстрировала поворот к «религиозным ценностям»6. Она юридически изменила статус церкви и других религиозных организаций и признала религиозные праздники (Рождество и День всех святых) государственными выходными днями 7.

В некоторых местах Латвии и Эстонии церковные здания использовались для проведения неофициальной «регистрации потомков граждан» (т. е. тех, кто претендовал на статус граждан независимых республик).

В каком положении оказалась в этих новых государствах Православная церковь? Ведь доминирующей общественной идеей в прибалтийских республиках был антисоветизм и борьба против «имперской» политики. Прибалтика была к 1980-м годам оазисом православия в Советском Союзе: к середине 1980-х во всех крупных городах были приходы РПЦ. Соотношение зарегистрированных объединений РПЦ с другими конфессиями к 1986 г. показано в табл. 1.

Три из 16 православных монастырей, сохранившихся в Советском Союзе, находились в Прибалтике и являлись центрами активных паломничеств:

Пюхтицкий Успенский женский монастырь (Эстонская ССР);
— Свято-Духов мужской монастырь (Литовская ССР);
— Троице-Сергиев женский монастырь с Преображенской пустынью (Латвийская ССР).

 табл. 1.

Оформление независимых государств в Прибалтике в период распада Советского Союза шло под лозунгами восстановления существовавшей в 1920—1930-х годах государственности. Соответственно и религиозная сфера, и способ регулирования ее со стороны государства должны были вернуться к довоенным формам.

При этом декларировалась важность религиозного фактора в восстановлении государств, активно использовались, как и в других республиках, идеи национальной церкви. Например, в Эстонии национальной церковью в СМИ часто называли лютеранскую. Однако на практике прибалтийские республики были многонациональными и многоконфессиональными (Литва была наиболее моно-национальной и моноконфессиональной).

Соответственно на политику в отношении частей Русской православной церкви, оказавшихся на территории независимых прибалтийских стран, исторический опыт взаимодействия с ней должен был оказывать принципиальное влияние.

Для понимания современных процессов нужно обратиться к истории православия в Прибалтийском регионе. Необходимо оговориться, что исторически можно говорить о типологическом сходстве Латвии и Эстонии, и в истории православия в этих республиках просматривается множество параллелей, тогда как Литва стоит особняком 8.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий