Православная Церковь при новом Патриархе, ч.21

Православная церковь в общественно-политической жизни прибалтийских государств (продолжение)

Надежда Белякова

Православная церковь в Литве

Положение Православной церкви в Литве в начале 1990-х годов кардинально отличалось от ситуации в соседних прибалтийских государствах. В Литве русскоязычные жители составляли абсолютное меньшинство и сразу получили права граждан, в республике доминирует Католическая церковь, которая обладает мощным потенциалом и большим влиянием на общество.

Статус обычной православной епархии в составе Московского патриархата вполне устраивает как государственную власть, так и Католическую церковь Литвы. Митрополит Хризостом (Мартишкин) много сделал для стабилизации правового и экономического положения структур Православной церкви в Литве: оставил недвижимое имущество в управлении приходов, отказался от принципа собирания средств с приходов на нужды епархии, епархия укомплектована кадрами и структурно стабильна. Основная ее проблема — сокращение паствы. Это связано как с оттоком на заработки населения Литвы в целом и русскоязычного населения в частности, так и с процессами ассимиляции русскоязычного населения литовским, сопровождающимся обычно и приходом в Католическую церковь.В декабре 2010 г. на место престарелого митрополита Хризостома (Мартишкина) решением Священного синода на Виленскую и Литовскую кафедру был назначен архиепископ Иннокентий (Васильев)71. В одном из первых его интервью в Литве, которое можно назвать программным, он отметил наличие у него иных приоритетов по сравнению с деятельностью его предшественника. Своей важнейшей задачей он назвал участие в «...консолидации всех православных, живущих в Литве. Имею в виду не только церковных людей, но и тех, для кого православие — часть культуры, кто следует русским традициям, то есть тех, кто, как мы говорили, пока находится вне церковной ограды».72

После образования независимых государств ситуация в Прибалтике стала курироваться Отделом внешних церковных связей, возглавлявшимся митрополитом Кириллом (Гундяевым). ОВЦС достаточно оперативно реагировал на возникающие проблемы в епархиях (потом — в церквах).

Митрополит Кирилл вместе с митрополитом Ювеналием (Поярковым) ездили в 1992г. в Латвию, где встречались с высшим государственным руководством для обсуждения формального статуса Православной церкви.

В начале 1990-х годов некоторое время патриарх Алексий II не допускал митрополита Кирилла до вмешательства в эстонскую ситуацию, а когда она стала малоуправляемой, ОВЦС использовал как политические, так и межцерковные рычаги для защиты позиций Московского патриархата в Эстонии. Например, представители делегации Московского патриархата в Европейском союзе объявили о нарушении прав человека в Эстонии. В 1995 г. митрополит Кирилл посещал Эстонию, однако этот визит нельзя назвать успешным, поскольку переговоры с министром внутренних дел республики результатов не дали.

В сфере деятельности ОВЦС находятся взаимоотношения со Вселенским патриархатом, и переговоры по урегулированию эстонской ситуации вели сотрудники ОВЦС.

В сентябре 2003 г., после регистрации ЭПЦ, стало возможно посещение патриархом Алексием II Эстонии, где он не был 11 лет. Во время этого визита патриарх встречался с премьер-министром и президентом страны, c руководством других конфессий73.

В марте 2011 г. было объявлено о выходе в свет двухтомного издания «Православие в Эстонии. Исследования и документы», подготовленного Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» под редакцией протоиерея Н. Балашова и С. Л. Кравца. Второй том издания должен содержать более 200 документов по истории эстонского православия. Это готовившееся на протяжении ряда лет и тщательно редактировавшееся издание должно аргументировать позицию Московского патриархата в отношении ЭПЦ, однако на момент окончания работы над настоящей статьей познакомиться с ним возможность не представилась.

10 декабря 2010 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл принимал в своей резиденции в Москве президента Латвии Валдиса Затлерса. В

своем выступлении патриарх подчеркнул достоинства принятого в Латвии в 2008 г. закона о Латвийской православной церкви, позволяющего церкви действовать нестесненно; этот закон мог бы стать образцом и для других стран. Патриарх отметил, что в Латвии соблюдаются права всех верующих, что выражается в возможности регистрации браков, заключенных в храмах, окормлении военнослужащих и заключенных. В выступлении патриарха прозвучала обеспокоенность относительно «появляющихся время от времени претензий со стороны раскольнических групп, которые пытаются претендовать на имущество Латвийской Православной Церкви» и была выражена надежда, что ЛатПЦ будет защищена законами Латвии от подобных претензий. Патриарх говорил о необходимости уделять внимание межнациональным отношениям в обществе и о ситуации с русскоязычным населением в Латвии: «Все, что касается вопросов, связанных с трудоустройством людей и их обучением, в том числе на русском языке, находится в центре нашего внимания. Мы знаем, что существовали и, может быть, еще существуют некоторые проблемы в Латвийскомобществе». В ответной речи президент Латвии подчеркнул труды митрополита Александра в деле воспитания молодежи и укрепления общественной нравственности. Далее В. Затлерс отметил, что ЛатПЦ многое сделала для людей разных национальностей, в том числе и для тех, кто молится на латышском языке, — для них действуют, в частности, латышские приходы74.

Какие проблемы сегодня могут быть у РПЦ в Прибалтике? Располагает ли Московский патриархат рычагами для участия в регулировании, например, латвийских дел? Накануне поездки Алексия II в 2006 г. в Латвию, когда оппозиционные по отношению к митрополиту Александру круги надеялись на вмешательство патриарха, в Интернете стали активно циркулировать слухи о возможности перехода ЛатПЦ под омофор Константинопольского патриарха. Открытым остается вопрос, каковы возможности Московского патриархата для регулирования внутренних процессов, происходящих в прибалтийских православных церквах.

С другой стороны, в РПЦ сложился административно-утилитарный стиль управления, принцип авторитарного (или элитарного) решения возникающих церковных вопросов. Эта стилистика мало совпадает с оформленной в уставах и традиционно активной позицией православного белого духовенства и мирян в прибалтийских церквах. Стиль управления РПЦ вряд ли подходит для литовского или эстонского церковного сообщества (в Латвии сейчас все соборные традиции активно выкорчевываются).

В обозримой перспективе главная проблема, стоящая перед церквами в Прибалтике и Московской патриархией, — это вопрос о преемниках нынешних предстоятелей. По всей вероятности, достаточно быстро придется решать ситуацию в Эстонии, поскольку ее предстоят ель митрополит Корнилий родился в 1924г. Определенные шаги ужебыли предприняты путем назначения епископа Нарвского, викария Таллинской митрополии. Архимандрит Лазарь был прислан из России (он ставленник архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия).

Второй вопрос — как самоуправляемые церкви отреагируют на изменения, внесенные в 2011 г. в Устав Русской православной церкви и касающиеся в том числе самоуправляемых церквей.

Согласно докладу патриарха Кирилла, сделанному на Архиерейском соборе 2011 г. о развитии церковно-государственного диалога в странах Балтии, наилучшая ситуация наблюдается в Латвии, за что была вынесена благодарность митрополиту Александру. В Литве проблемой

было названо то, что Православная церковь, имея такие же права, как и остальные традиционные конфессии, облагается в отличие от Католической церкви налогом на прибыль в том же размере, что и коммерческие структуры (15%). Относительно ситуации в Эстонии патриарх Кирилл заявил претензию в связи с передачей храмов на правах длительной аренды; в качестве примера назывался собор Александра Невского в Таллине (который оформлен особым образом в связи с позицией предшествующего патриарха и никак не может являться показателем ситуации в ЭПЦ в целом). Патриарх отметил, что в Эстонии «в отношении государственной власти к религиозным объединениям наблюдается очевидный дисбаланс: гораздо больше поддержки оказывается лютеранским приходам и приходам юрисдикции Константинопольского патриархата, несмотря на то, что у Русской Православной Церкви практически равная с лютеранами численность паствы, а число прихожан Константинопольской юрисдикции — меньше в 8—10 раз, а по некоторым данным — и в значительно более количество раз»75. Последний доклад патриарха подтверждает исключительную важность для нынешнего церковного руководства состояния материальной базы церкви, а также отсутствие полноценной экспертизы или мониторинга состояния церковно-государственных отношений в странах Балтии.

 Примечания:
71. Архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий (Валерий Федорович Васильев) родился 9 октября 1947 г. в городе Старая Русса Новгородской области в семье служащего. В 1975 г. окончил МГИМО.  С ноября 1981 г. служил в Николаевском храме в поселке Михайловка Железнодорожного района Курской области, с мая 1982 по март 1985 г. работал в Курском епархиальном управлении заведующим канцелярией, затем секретарем епархии. В 1985 г. перешел в клир Иркутской епархии, служил в Михаило-Архангельском храме Иркутска. С декабря 1985 г. служил, с февраля 1986г . настоятельствовал в Христорождественском храме Хабаровска, одновременно исполнял послушание благочинного Хабаровского округа. С 1988г. настоятель Воскресенского храма Читы, благочинный Читинского округа. 15 января 1992 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество. 26 января 1992 г. рукоположен в епископы. Занимал должности епископа Хабаровского и Благовещенского, Дитриевского, Читинского и Забайкальского, Корсунского. В 2002 г. возведен в сан архиепископа. Решением Священного синода от 24 декабря 2010 г. назначен преосвященным Виленским и Литовским.
72. Архиепископ Иннокентий: «У русских и литовцев общие христианские ценности» // Экспресс неделя. — 2011.— 15 апр. (http://www.nedelia.lt/press/press-pressa-litvy/19510-arhiepiskop-innokentiy-u-russkih-i-litovcev-obschie-hristianskie-cennosti.html).
73. http://www.baltwillinfo.com/mp10-03/mp-08.htm.
74. Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Латвийской Республики В. Затлерсом 20 декабря 2010г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/1345666.html.
75. Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил о развитии церковно-государственного диалога в странах Балтии 2 февраля 2011
г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/1399742.html.

20 Часть    Начало   Часть 22

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий