Православная Церковь при новом Патриархе, ч.22

Православная церковь в общественно-политической жизни прибалтийских государств (продолжение)

Надежда Белякова

Православие и политическая жизнь в Прибалтике

 В Прибалтике существуют многочисленные общественно-политические организации русскоязычного населения, которые за истекший период претерпели серьезную реструктуризацию.

В законодательных органах иногда создавались объединения депутатов, маркирующих конфессиональную ориентацию. Так, в Эстонии действовало объединение православных депутатов Рийгикогу (парламента), которое долгое время возглавлял Евгений Томберг, а затем Владимир Вельман. Объединенная народная партия Эстонии (ее главой в 2002 г. был Виктор Андреев) выступала с поддержкой ЭПЦ, требовала от властей ее регистрации 76.

В Литве на политической сцене возникал «Союз русских Литвы», который использовал в предвыборной агитации православную риторику, однако популярности этот союз ни среди русских, ни среди православных прихожанне приобрел.

«Православные» депутаты прибалтийских законодательных органов входили и в европейские православные объединения. Например, существует Европейская межпарламентская ассамблея православия (ЕМАП) 77, куда входят представители 20 стран, ее президентом является Виктор Зоркальцев (Россия). С российской стороны эту ассамблею курирует Комитет Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций 78. В феврале 2002 г. конференция ЕМАП прошла в здании Сейма в Риге и была посвящена теме «Человек в христианской цивилизации: потенциал развития».

На вопрос, насколько политические партии или вообще политические деятели, демонстрирующие свою православную идентичность или использующие православную риторику, поддерживаются церковными структурами или хотя бы православными прихожанами Прибалтики, трудно дать однозначный ответ; можно говорить скорее об отрицательном отношении к ним. Духовенство в разговорах подчеркивает невозможность участия церкви в политической борьбе, повторяет утверждения о несовместимости церкви и политики. На деле линия поведения как духовенства, так и церковного руководства направлена на достижение максимального режима благоприятствования со стороны власти.

Примечания:

76.  О регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (Заявление Объединенной народной партии Эстонии) //
http://www.baltwillinfo.com/Nitka/nitka-58.htm.
77.  http://www.duma.gov.ru/obschestvo/docs/emap1.html#emap_1.
78.  Инициатором создания ассамблеи выступил парламент Греции. В аналитической записке, представленной на сайте Госдумы, отмечается, что представители РПЦ ощущали с начала 1990-х годов необходимость «укрепления политического сотрудничества стран и народов восточнохристианского духовного пространства». АсПравославная церковь в общественно-политической жизни прибалтийских государств самблея ставит своей целью противостоять «агрессивной политике США» по разрушению традиционных восточно-православных ценностей и должна опираться на властный потенциал, поскольку общественно-православные инициативы такого рода в предшествующий период показали свою недолговечность, а «поместные православные церкви нуждались в таком международном органе, который бы не только аккумулировал их предложения, но, опираясь на согласованные действия государств восточнохристианской традиции, мог бы на законодательном уровне своих стран координировать работу по защите интересов православия и, возможно, стать выразителем этих интересов в мире» (http://www.duma.gov.ru/obschestvo).

21 часть    Начало    Часть 23

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий