Православная Церковь при новом Патриархе, ч.23

Общие тенденции положения Православной церкви в общественно-политической жизни прибалтийских государств

1. Православная церковь во всех трех республиках получила публичный статус, и православие было признано там традиционной религией. Законодательство стран Балтии принципиально отказалось от воспроизведения советских норм, предоставив признаваемым им церквам (в их число вошла и Православная церковь) особый статус, подтверждая суверенность их внутреннего правового поля и осуществляя с ними партнерский диалог как с субъектами права. В эстонском и литовском законодательстве церкви имеют статус юридического лица. В Л атвии этот вопрос был решен путем заключения соглашений с «традиционными» религиозными структурами, получившими статус субъектов публичного права.

Наиболее жестко «традиционность» конфессий обозначена в литовском законодательстве. Под ними понимаются «девять традиционно существующих в Литве религиозных общин и сообществ, составляющих часть исторического, духовного и социального наследия Литвы: римско-католические, греко-католические, евангелическо-лютеранские, евангелическо-реформатские, ортодоксальные (православные), старообрядческие, иудейские, мусульманско-суннитские и караимские».

В Эстонии основные конфессии создали в 1989 г. Совет церквей, который включил представителей 10 конфессий и стал основным посредником в диалоге государства с ними. В Совет церквей входят представители как ЭПЦ, так и ЭАПЦ. Государство воспринимает Совет как партнера при поиске решений по обеспечению свободы совести Православная церковь в общественно-политической жизни прибалтийских государств в Эстонии. Привилегированное положение Совета церквей проявилось в такой сфере взаимодействия с государством, как финансовая поддержка церквей и допущение к деятельности в образовательных учреждениях 85.

Традиционные церкви в прибалтийских государствах получили права юридических лиц, облегченные возможности при получении государственной регистрации, имеют финансовую поддержку для реставрации и поддержания церковных зданий, признанных памятниками архитектуры. Значимым последствием публичного статуса церквей является их право регистрировать браки
(церковное таинство заключения брака, осуществленное в церквах, относящихся к традиционным конфессиям, признается государственными органами как имеющее гражданские последствия).

2. Православная церковь существует спокойно и бесконфликтно в инославном окружении. Традиция достаточно близких и добрососедских отношений духовенства разных конфессий, которая была налицо в советское время, имеет тенденцию к сохранению. Ярким примером добрососедских отношений в Литве стала передача в январе 2010 г. Католической церковью храма в Пабраде в собственность Православной церкви. Этот храм изначально был православным, но в 1920-е годы его передали католикам. Митрополит Хризостом тогда заявил, что представителей разных конфессий сблизила в том числе и общая проблема выживания в атеистическом государстве. «Католики и православные наиболее близки друг другу из всех христианских конфессий по своему вероучительному исповедованию. А в современном мире мы фактически становимся единственными из всех христианских конфессий блюстителями
тех нравственных принципов, которые заложены Христом Спасителем и его апостолами»86.

Стабильность межконфессиональных отношений постоянно подчеркивается в Латвии, в Эстонии это взаимодействие на практике осуществляется через постоянно действующий Совет церквей. Линия разделения в прибалтийских республиках проходит иногда между верующими и неверующими и между представителями традиционных и нетрадиционных конфессий. В частности, бóльшая часть
представителей православного, католического, лютеранского, баптистского духовенства спокойно и с уважением говорят друг о друге, но крайне напряженно относятся к «харизматам».

3. Православная церковь допущена к участию в образовательном процессе.

В Литве представители Православной церкви получили право на преподавание религиозного предмета по выбору учащихся. Согласно данным на 2000 г. Департамента статистики Литвы 58% детей посещали занятия по религии (из них 97% составляли католики, 2,5% — православные) 87. Религиозные объединения и общины в Литве получили право и на создание общеобразовательных школ и специальных учебных заведений для подготовки духовенства и преподавателей религиозного предмета.

В Эстонии с 1993 г. религиозный предмет входит в список обязательных предметов в школах. Проблема подготовки преподавателей начала решаться благодаря созданию педагогического отделения при Теологическом институте в Таллине 88. Представители Православной церкви также принимают участие в преподавании религиозного предмета. Важная особенность Эстонии: религиозный предмет имеет внеконфессиональный характер. Цель предмета, посвященного религии, — предоставлять знания о религии, чтобы помочь ученикам в понимании мира, его культуры и роли религиозного измерения в жизни человека. Религиозное образование играет важную роль в поддержке и сохранении национальной идентичности, важный аспект религиозного образования — поддержка нравственного развития учащихся, оно помогает выработать ориентиры в плюралистическом и меняющемся мире, в котором необходимы толерантность, способность уживаться с различными людьми, ясные личные нравственные ценности и чувство ответственности. Религиозное образование создает предпосылки и условия для личного религиозного выбора 89. Как уже отмечалось, предложенный предмет должен был носить внеконфессиональный характер, тогда как конфессиональное образование предполагается получать в воскресных школах и в школах отдельных религиозных обществ. В Эстонии методики преподавания религиозного предмета продолжают разрабатываться в том числе в рамках Совета церквей представителями отдельных конфессий. С 2007 г. в ЭПЦ был создан Отдел образования и катехизации (http://www.pravoslavie.ee), который возглавлял протоиерей Игорь  Прекуп, сейчас этот пост занимает
епископ Лазарь.

В Латвии согласно ст. 6 Закона о религиозных объединениях в государственных школах и школах самоуправлений христианское вероучение может преподаваться лицам, которые в письменной форме выразили желание им овладеть. Концепция христианского религиозного урока не включает в себя изучение иудейской и мусульманской религии. Христианскую религию в соответствии с утвержденным министром образования и науки учебным планом имеют право преподавать учителя евангельско-лютеранской,
римско-католической, православной, старообрядческой и баптистской конфессий в том случае, если школа подтверждает желание не менее десяти школьников обучаться соответствующей конфессии. Учителя должны подбираться конфессиями и получать одобрение от Министерства образования и науки. С 1998 г. законодательно было закреплено государственное финансирование религиозного предмета
и христианской этики.

В середине 1990-х годов при Латвийской православной церкви был создан семинар по духовно-нравственному просвещению учителей общеобразовательных школ. Согласно отчету на соборе ЛатПЦ к 1997 г. «семинар подготовил около 60 учителей, православных верующих людей, имеющих педагогическое образование и опыт педагогической работы для преподавания духовных дисциплин в общеобразовательных школах и дошкольных учебных заведениях»; участники семинара должны были получить «сертификат о благословении священноначалия на преподавание духовных дисциплин в общеобразовательных школах»90.

4. Во всех трех республиках Православная церковь получила имущество по земельной реформе, а также имеет право на получение финансовой поддержки со стороны государства.

5. Представители Православной церкви допущены к участию в капелланском служении.

6. Православная церковь получила уникальную возможность активной социальной и образовательной деятельности, которая в принципе может стать основой для самоорганизации русскоязычного населения.

В республиках существуют православные братства, многочисленные кружки, организуются занятия для детей и взрослых, детские летние лагеря. Так, в Эстонии действует православное Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского, в Литве наиболее значительное —Православное братство Литвы 91, возникшее в 1995 г. и ориентирующееся в первую очередь на работу с детьми
и молодежью. Согласно уставу братства в его задачи входит «помощь православным приходам, религиозно-духовное просвещение и воспитание, забота о сохранении и развитии православных культурных традиций, разные формы социального служения». С 1996 г. в Паланге и в поселке Ужусаляй (около Каунаса), в деревне Михново ежегодно проводятся летние христианские лагеря, в которых за несколько смен отдыхает до 500 человек (часть детей — из асоциальных семей и сироты). При братстве для жителей Вильнюса была создана группа неформальной занятости «Блеск», в которой проводятся дополнительные занятия для школьников, создается подходящая среда для общения подростков и существуют группы для детей дошкольного возраста. В Л атвии есть два духовно-просветительских общества: «Нива духовная» (действует 16 лет), которое еженедельно проводит просветительские лекции и ведет работу с заключенными, и «Родник», занимающееся работой с детьми, организацией летних православных лагерей.

В православных церквах трех государств закрепилась практика крестных ходов. Так, в Латвии ежегодно проводятся два крупных крестых хода (один из них в Латгалии из Зилупе в Ополи, второй — из Риги в Валгунду). В Литве также распространены крестные ходы между городами. В Эстонии крестные ходы собирались в поддержку ЭПЦ.

В Латвии, Эстонии и Л итве ежегодно проводятся фестивали духовной музыки. В Л атвии с 2007 г. проходит Пасхальный фестиваль православных творческих коллективов под патронатом епископа Даугапилсского Александра. В Эстонии организуется фестиваль православной хоровой музыки «Кредо». В Л итве в декабре 2009 г. прошел второй фестиваль православных хоров Виленско-Литовской епархии, гостем которого был хор священно-служителей Гродненской епархии.

Во всех республиках налажены паломнические поездки в ближнее и дальнее зарубежье, часто по святыням России, Белоруссии, Украины.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий