Продолжение. Начало Здесь
Роман Лункин
Образ РПЦ в светских массмедиа: между мифом о государственной церкви и фольклорно-оккультным православием
Введение
Отражение роли и значения Русской православной церкви с конца 1980-х годов занимает все больше места в светских СМИ. Упоминания православия и духовенства в тех или иных контекстах за последние двадцать лет увеличивались по нарастающей, достигнув определенного пика (но вряд ли предела) с восшествием в начале 2009 г. на московский престол патриарха Кирилла.
В значительной степени политологи, социологи, само общество и средства массовой информации за редкими исключениями вполне удовлетворены констатацией того факта, что роль РПЦ растет, а православие в целом поддерживает большинство населения России, поскольку в СМИ церковь предстает в основном в положительном ключе. Однако по существу и само общество, и эксперты, и политики, священники и епископы, говорящие о роли РПЦ, не задаются более существенным и конкретным вопросом: что стоит за формулами «РПЦ и православие представляются хорошо» и «положительно» в массмедиа, т. е. из чего конкретно состоит идеологическая модель РПЦ в СМИ? Притом что сам «проправославный консенсус» массового сознания1 никем не подвергается сомнению, важно увидеть, какие причудливые картины он создает в сознании людей.
Прежде всего стоит сказать, что разношерстные материалы прессы предоставляют исследователю не столь поверхностный материал, как может показаться. Средства массовой информации, каким бы пропагандистским потенциалом или фактической идеологической ангажированностью они ни отличались, не только формируют сознание людей, но и сами выражают в потоке речи и сознания своих авторов и героев их реальные мысли и идеальные представления о самих себе и организациях, которые они представляют. В СМИ и журналист, и сам персонаж репортажа выражают свой идеальный образ (например, истории России, церкви и православия, отношений власти с народом), а герой статьи или интервью хочет представить себя и свою структуру или идеологию выглядящими намного лучше, чем они есть на самом деле. Все это происходит в светских массмедиа с материалами, посвященными религии, с пишущими корреспондентами и с православными епископами и священниками, дающими интервью и описывающими свою церковь. В этом отношении светские СМИ выражают в каком-то смысле тайные мысли и истинные желания и представления, с одной стороны, священноначалия РПЦ, т. е. то, чего не встретишь ни в одном официальном государственном и церковном документе, а с другой стороны, эклектичного, туманного и капризного массового сознания.
В рамках этой статьи специально рассматриваются лишь светские СМИ, а не церковные, которые отражают именно внутрицерковную ситуацию — официальную церковную политику в различных направлениях, ситуацию в приходах и епархиях. Кроме того, любое крупное церковное СМИ также ориентируется на определенное внутри- церковное идеологическое направление, группу и священнослужителей. Таким образом, православные СМИ (в том числе пока и по своим тиражам) не относятся к той категории прессы, которая формирует массовое общественное сознание и более или менее точно отражает его требования и стереотипы. Церковные газеты и журналы также формируют своеобразные мифы о православии, однако эти мифы часто носят более специфический характер и малопонятны массовому сознанию.
Что касается светских СМИ, то мы возьмем для исследования газеты с большими тиражами и некоторые программы телевидения, в основном новостные, которые создают массовый образ церкви и православия. Доминирующую роль в формировании образов массового сознания играют общенациональные телеканалы и в значительно меньшей степени наиболее популярные многотиражные газеты — «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Труд» и т. д. Очевидно, что только СМИ с многомиллионной аудиторией способно создать действительно массовый образ РПЦ2. В других менее массовых, но весьма авторитетных изданиях религиозная тематика также затрагивается — более взвешенно в «Известиях», «Коммерсанте», «Независимой газете» (в том числе в специальном приложении «НГ-Религии»), в более критическом по отношению к РПЦ ключе — в «Новой газете», «Новых Известиях». На федеральных телеканалах помимо религиозной тематики, отраженной в новостях и отдельных программах, есть и чисто православные специфические программы с совсем невысоким рейтингом (например, программа о. Алексия Уминского «Православная энциклопедия» на канале «ТВ Центр», программа митрополита Илариона (Алфеева) «Церковь и мир» на канале «Вести», программа «Русский взгляд» на «3 канале», позиционирующая себя как православно-патриотическая, или наиболее массовая из всех программ — «Слово пастыря» митрополита, а затем патриарха Кирилла). Православные телепрограммы скорее по типу относятся к церковным СМИ, но также отражают стремление повлиять на массовое восприятие РПЦ со стороны самого церковного сообщества.
Что касается критических по отношению к РПЦ материалов или мнений, которые иногда появляются в СМИ, то они пока не участвуют в формировании широко распространенного образа церкви и православия, их мало, и критика Московской патриархии еще не стала частью общероссийского обсуждения роли РПЦ в обществе, культуре и экономике. Тем не менее сама возможность критики церкви и тот факт, что часть общества может быть недовольна позицией РПЦ, постепенно подтачивают массовое идеализированное представление о православии, способствуют раздельному восприятию веры и церковных институтов, православия как культуры и действий иерархов.
Кроме того, более осмысленному восприятию православия и церкви помогают сюжеты на социально-культурную тематику, обсуждение наиболее «горячих» тем, касающихся РПЦ и общества, таких как преподавание православия в школе, присутствие священников в армии, в целом попытка осознать роль религии в обществе. Но и этот процесс раскрепощения общественного сознания пока не способен окончательно разрушить мифы о церкви и православии, созданные в СМИ журналистами и иерархами за двадцать постсоветских лет.
Как и всякая авторитетная общественно и исторически значимая организация, РПЦ через СМИ формирует мировоззрение если не верующих, то православно ориентированной части общества и в том числе представителей власти. Стоит специально отметить, что в рамках данного исследования мы специально не различали образы церкви и православия. Конечно, между этими понятиями есть разница, в обществе, безусловно, существует различное отношение к православию как к культуре, к церкви как к структуре и — отдельно — к представителям духовенства. Отношение населения ко всем этим категориям можно определить путем специальных социологических исследований, но в рамках анализа СМИ такая градация была бы искусственной.
Церковные деятели сами или через журналистские материалы говорят о том, как бы они хотели, чтобы все вокруг воспринимали Православную церковь и православие в целом. Практически все стереотипные высказывания о РПЦ как основе государства, традиции, культуры, духа впитаны обществом и политиками в последние двадцать лет через СМИ. Более того, политики и деятели церкви сами приспособились говорить на «птичьем языке» этих символов, стереотипов и мифов, так что православный имидж стал своего рода политической привычкой, отказ от которой равносилен отказу от собственного кресла. Сформировалась своеобразная виртуальная реальность, в которой живут церковь и власть и которую необходимо понять и проанализировать. Однако помимо официоза есть то, что в народе, в быту связывается с православием и также выплескивается в СМИ. Мы попытаемся понять, как односвязано (или же не связано) с другим и почему столь велик контраст между официозом и фольклорным православием, народным образом РПЦ в прессе.