Православная Церковь при новом Патриархе, часть 8-я

 Основа трудового процесса и церковный менеджмент

В церкви есть представление, о котором очень часто го­ворит церковное руководство и которое накладывает от­печаток на специфику церковной деловой жизни. Оно состоит во взгляде на любую деятельность как на служе­ние — ближнему, обществу, Отчизне. Тем более служени­ем должна быть работа, которая связана с выполнением задач, поставленных самой церковью: в основе такой трудовой деятельности лежит церковная или церковно­общественная польза. Эта деятельность является по свое­му существу мотивированной, складывается в контексте религиозных идей, соответственно профессиональные це­ли здесь также воспринимаются не сами по себе, а в кон­тексте мотивации.

Это означает, что труд «на церковной ниве» не дол­жен быть «наемным», т. е. делаться ради денег и исполне­ния сугубо личных интересов. Его религиозное измерение в церковной субкультуре выражается в формуле «во Сла­ву Божью». Именно она определяет основу трудового про­цесса, пронизывает церковно-трудовые отношения. Такой подход имеет немало достоинств. Принцип «во Славу Бо­жью» дает широкую возможность привлекать к работе сотрудников на общественных началах и рассматривать их труд не как договорную работу, а как помощь «благому делу»... Такой труд, конечно, не исключает материального вознаграждения, но делает соразмерность этого возна­граждения непринципиальной с точки зрения церковной деловой этики. В итоге вопросы распределения финансов в церковных организациях не любят ставить, что порож­дает массу проблем, к которым обратимся ниже.

Православная деловая этика имеет еще одну важную особенность. Все распоряжения, приказы, организацион­ные инструкции, регламентирующие трудовой процесс, в церковных организациях, как правило, даются не отстраненно, а как «благословение», т. е. как сакраментальный акт, через который священнослужитель освящает жизнь и дея­тельность православных верующих, в частности, подт­верждая богоугодность того или иного действия. Иногда благословение может давать человек без священного сана, например, игуменья. То, что делается «по благословению», с церковной точки зрения определенно хорошо, а то, что «без благословения», — определенно плохо, по крайней мере такие действия будут восприниматься как сомнитель­ные, не церковные.

Несмотря на то что священник не может быть одно­временно профессионалом во всех областях, деятельность сотрудников церковных организаций из совершенно раз­ных, даже специализированных сфер должна поверяться его благословением, будь то организация библиотеки или пошивочная мастерская7.

Заметим, что под «благословение» порой подпадают не только сферы церковной деятельности, но и сугубо свет­ской, если в ней участвует воцерковленный человек. От «благословения» может зависеть даже исполнение служеб­ных обязанностей. «Благословение» может даже снимать ответственность с сотрудника в случае служебных неудач. Например, автор неоднократно встречался с тем, что «по благословению» исследователи меняли темы своих работ. Приведем пример, когда сотрудник сугубо светского науч­ного фонда, не имеющего отношения к церкви, рассказал о своем исследовательском проекте духовнику и получил такую «рекомендацию»:

«— Тебе нужно сходить в Епархиальное управление, получить на исследование благословение секретаря епар­хии отца Александра N.

— Почему, батюшка, обязательно ли это?

— Обязательно! Без благословения тебе вряд ли удаст­ся хорошо справиться с заданием. Если будет благослове­ние, то совесть твоя будет чиста. Даже если что-то «не так» напишешь, то особенно ничего страшного не будет, а вот если без благословения, то вряд ли сможешь хорошо ра­боту сделать, и будешь чувствовать себя виноватым перед Церковью»8.

То есть «благословение» в данном случае оказывается не только санкцией, одобрением действий, но и своего ро­да страховкой в случае сбоя в работе.

От «благословения» духовника сегодня может зави­сеть очень многое. Он может решить, какую зарплату пла­тить на производстве (если его «духовное чадо» этим про­изводством руководит), духовник может наложить вето на ту или иную профессиональную деятельность, наконец, мо­жет даже определить (если его «духовным чадом», напри­мер, является эксперт научного фонда), какой отзыв давать на ту или иную научную работу.

Автору также известен случай, когда эксперт научного фонда в случае затруднений давала отзывы на научные про­екты «в соответствии с благословением духовника». Она доверительно рассказала: «Признаюсь, что мы ведь работы внимательно читать не успеваем, бегло проглядываем... Но я решила посоветоваться с духовником, а он сказал, что не нужно поддерживать такой проект, и я дала отрицатель­ный отзыв»9.

Помимо «благословения» важнейшей категорий пра­вославной деловой этики является «послушание». Именно в качестве «послушания», т. е. действия, предполагающего взгляд на руководителя как на транслятора «Божьей воли», чаще всего воспринимается исполнение служебных обя­занностей в церковных организациях. Значение «послу­шания» в хозяйствовании монастырских общин проана­лизировал в своем исследовании Иван Забаев10. Термин «послушание» имеет сугубо монастырское происхождение (это важнейший из трех монашеских обетов), однако он оказался перенесен на деловые отношения — сначала в мо­настырях, а затем и в церковной жизни как таковой; эта ка­тегория оказалась актуальной и для церковно-мирянских организаций. Под послушанием может пониматься труд в церковной организации, так могут называться отдельные виды деятельности, распределенные служебные обязанно­сти. Церковное начальство может «раздавать» послушания в зависимости от тех или иных нужд.

«Послушание» всегда исполняется «по благослове­нию» — там, где нет «благословения», нет и «послушания». Соответственно «благословение» и «послушание» являют­ся определяющими категориями православной трудовой этики, так как во многом определяют трудовой процесс, сакраментально окрашивая служебные инструкции и тру­довые отношения между руководством и подчиненными. Если светским деловым отношениям свойствен условно­договорной характер, допускающий возможность согласо­вания распоряжений с сотрудником, то характер церков­ных деловых отношений в большей степени безусловный. «Благословение» не предполагает рефлексии.

Подбор кадров в церковных организациях оказыва­ется тесно связан с духовно-пастырскими отношениями. Поскольку руководящие должности в церковных орга­низациях занимают в основном священнослужители, то наиболее доверенные сотрудники организации — это, как правило, «духовные чада» ее руководителя. Когда работ­ник исповедуется у руководителя-священнослужителя, он этим демонстрирует предельное доверие к руководителю и откровенность. Иногда даже вопросы рабочего харак­тера могут решаться во время исповеди. На исповеди со­трудники делятся и проблемами взаимоотношений друг с другом. Для священника-руководителя такой сотрудник удобен не только потому, что прозрачен, но и потому, что, относясь к руководителю как к духовнику, он восприимчив к его инициативам, надежен в плане выполнения личных поручений и наименее способен к критической оценке действий руководителя. В церковной традиции считается крайне зазорным осуждать или как-либо критически оце­нивать своего духовника или священника, который при­нимает исповедь.

Принцип «по благословению» имеет оборотную сто­рону — «без благословения» сотрудники чаще всего во­обще не решаются что-либо предпринять. При невозмож­ности вовремя взять «благословение» у руководителя они зачастую вынуждены бездействовать. Поэтому во время отлучек, командировок и поездок руководителя рабочий процесс нередко стопорится. Популярная советская по­говорка «инициатива наказуема» оказывается очень жиз­ненной в условиях «церковного менеджмента», который сами сотрудники церковных структур иногда называют «тоталитарным»11.

Например, с этим связана неоперативность подачи ма­териала в церковных СМИ — заметим, что РПЦ пока так и не удалось создать новостное агентство, быстро и полно отражающее события в епархиях. Публикация новостных материалов страдает из-за того, что их нужно подписы­вать у высокопоставленного руководителя организации. Например, материалы православного мегафорума «Меж­дународные Рождественские образовательные чтения», в публикации которых автор участвовал, успевали сильно устареть к моменту публикации, так как подписи высоко­поставленного церковного начальства сотрудникам редак­ционной группы приходилось ждать по несколько месяцев, а просмотр материалов никому не перепоручается. Ситуа­ция достаточно распространенная. Не только публикации, но сами мероприятия, например, те или иные конферен­ции, организационно зависящие от церкви, могут откла­дываться в течение долгого времени, пока отсутствует возможность получить подпись («благословение») на их проведение.

При этом церковный менеджмент на самом деле во многом копирует принципы приходов или епархий, по­зволяя руководителям очень легко, на основе эмоций принимать кадровые решения, увольнять сотрудников без предварительных санкций, выговоров. Заметим, что в епархиях распоряжения могут меняться, одно может от­менять другое по несколько раз в день, создавая в цер­ковных организациях ощущение хаоса — так, напри­мер, делали епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) и архиепископ Владимирский и Суздальский

Евлогий (Смирнов), в один и тот же день издавая указ о перемещении священнослужителей на приходы и отме­няя его12. Настоятель храма, например, может «дать от­ставку» целому хоровому коллективу, даже если за него ходатайствуют прихожане храма и служащие в нем, и та­кие случаи — не исключение, а вполне привычная тради­ция. Сотрудники-миряне не имеют никакой возможности как-то повлиять на решение священника-руководителя, а дефицит солидарности не способствует решению этой проблемы.

Кроме того, помимо отсутствия нормальных механиз­мов защиты сотрудников-мирян или просто подчинен­ных, низших по иерархии священников по отношению к руководству в церковной организационной системе пока нет механизмов, обеспечивающих преемственность социальной работы, координацию между действующим руководителем, его предшественником и преемником. Суть проблемы в следующем. Как уже отмечалось отно­сительно реорганизации Отдела по церковной благо­творительности и социальному служению после смены его руководителя — митрополита Сергия (Фомина) и на­значения протоиерея Аркадия Шатова, вся информация, публиковавшаяся при митрополите Сергии, исчезла со страниц обновленного сайта. Можно по-разному объяс­нять такое «обнуление», но так или иначе это показывает, что нынешние сотрудники ОЦБСС во главе с епископом Пантелеимоном (шатовым) поступают как-то не консоли­дированно по отношению к прежней команде, от кото­рой, кстати, остался прежний сотрудник — игумен Сера­фим (Кравченко). И подобная ситуация не единственная в организационной деятельности РПЦ, когда один руко­водитель проявляет неконсолидированность и недоверие к предыдущему, отказывается аккумулировать результаты работы, достигнутые при нем, предпочитая механизм пе­реформатирования. Например, подобная ситуация прои­зошла с официальным сайтом Отдела религиозного обра­зования и катехизации РПЦ «Prokimen.Ru». После того как архимандрита Иоанна (Экономцева) на посту пред­седателя отдела сменил епископ Меркурий (Иванов), был создан новый официальный сайт, а большая часть содержания прежнего (кстати, с опубликованными докладами многолетних «Рождественских образовательных чтений») оказалась недоступна читателям... Пожалуй, здесь мы имеем дело с еще одним важным проявлением недостатка солидарности в церковном социуме, уважения церковных акторов друг к другу и, вероятно, сталкиваемся с пробле­мой партикуляризма.

При всем внимании, которое при патриархе Кирилле стало уделяться административной стороне жизни церкви, о каких-либо механизмах защиты трудового или организа­ционного процесса автору данной статьи ничего слышать не приходилось. В недавно принятом новом типовом уставе появилась лишь большая правомочность для архиерея, но не прописаны механизмы защиты для священника или для членов приходского собрания13. Вряд ли в таком контексте можно ожидать введения каких-либо механизмов защиты в процесс организации труда в церковных организациях. Проблема незащищенности их сотрудников от возможных злоупотреблений властью со стороны руководства в церк­ви, по крайней мере священноначалием, не ставится. По­пробуем дать объяснение, почему так происходит.

Примечания:

1. См.: Белановский Ю. С. Возрождение семьи — общецерковная задача. Размышления о наших ресурсах // http://www.cdrm.ru/project/rch-2007/03.htm.
2. В 2007 г. руководитель Православного центра духовного развития детей и молодежи Юрий Белановский отмечал, что в подавляющем большинстве случаев зарплата подвизающихся на церковной ниве людей для Москвы не превышает 200 долл. при прожиточном минимуме 300 долл. на человека и 600—700 долл. на семью. См.: Белановский Ю. С. Указ. соч.
3.  Прокудин Е. Запись из интернет-дневника // http://www.liveinternet.ru/users/1078978 (В настоящий момент эта запись удалена из дневника, однако автору удалось ее сохранить. — Б. К.).
4. Свод этических правил хозяйствования // http://www.mospat.ru/archive/6353.html, 3 февраля 2004 г.
5.  Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на втором заседании Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви // http://www.patriarchia.ru/db/ text/1419275. html, 1 марта 2011 г.
6.  В «Братьях Карамазовых» старец Зосима приводит признание одного доктора: «В мечтах я нередко, говорит, доходил до страстных помыслов о служении человечеству и, может быть, действительно пошел бы на крест за людей, если б это вдруг как-нибудь потребовалось, а между тем я двух дней не в состоянии прожить ни c кем в одной комнате, о чем знаю из опыта. Чуть он близко от меня, и вот уж его личность давит мое самолюбие и стесняет мою свободу. <...> Я, говорит, становлюсь врагом людей, чуть-чуть лишь те ко мне прикоснутся. Зато всегда так происходило, что чем более я ненавидел людей в частности, тем пламеннее становилась любовь моя к человечеству вообще».
7.  В больших организациях последнее слово может принадлежать епископу. Например, руководителем Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» долгое время официально был не Сергей Кравец, который реально руководил этой работой, а архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).
8.  Из личного дневника автора.
9.  Из личного дневника автора.
10.  Он отмечает, что «...изначально идея послушания просто описывает соотнесение своей воли c волей Бога (или, что во многом то же самое, — соотнесение дел и веры), c тем чтобы прийти к спасению.
Однако c какого-то момента точно так же, как это, по мнению Вебера, совершилось в протестантизме, данная категория соотнесения воль получила свой референт внутри мира. Так или иначе, в монастырских уставах и в монастырской практике послушание и труд стали если не синонимами, то по крайней мере сопряженными понятиями». См.: Забаев И. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной практики монастырских общин. — М., 2006.
11.  Белановский Ю. С. Указ. соч.
12. Такие ситуации происходят и в приходских управлениях РПЦ.
13.  Если член приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных специальным пунктом устава, Социальное служение современной Русской православной церкви  «Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению».
Понятно, что слово «собственное усмотрение» дает возможность архиерею достаточно произвольно трактовать «неисполнение обязанностей» и принимать решения... Во время беседы со священниками Кировской и Тульской епархий в 2010 г. автору статьи приходилось неоднократно слышать жалобы духовенства на усиление незащищенности от произвола церковной власти. Содержание устава см. подробнее: Типовой Устав Местной религиозной организации православного прихода РПЦ МП // http://krotov.info/ acts/21/2000/2009_11_ustav.htm.Понятно, что слово

Источник: Православная церковь при новом патриархе 
Под редакцией Алексея Малашенко и Сергея Филатова

Продолжение следует...

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий