Река огненная, главы I- VII

10.  «Тот, кто хочет быть справедливым и мудрым, должен подражать Богу, Который никогда не подвергает человека наказанию за порочность из мести, но только чтобы исправить его или чтобы возбудить страх в других» (Св. Исаак Сирин. Слово 73). «Бог даровал человеку это великое благо, и благодаря ему он не остается верен греху навечно» (Св. Феофил Антиохийский. К Автолику 2, 26).
11.  И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 31). «Все, что сотворил Бог, имеет добрые качества, но извращающие все демоны воспользовались добрыми плодами природы для злых целей, поэтому внешний облик зла, который эти плоды стали носить, происходит от демонов, а не от совершенного Бога» (Татиан. Увещание к эллинам 17). «Устроение мира хорошо, но жизнь, которой живут в нем люди, плоха» (Там же. 19). «Итак, ничего злого Бог от начала не сотворил, но только хорошее, да, воистину хорошее» (Св. Феофил Антиохийский. К Автолику 2, 17). «Для восприятия древних иудеев зло не содержится ни в одной из видимых вещей, ни одна из них не является обманчивой или ложной. Ибо зло вообще не исходит из материи. Мир сам по себе весьма хорош (C. Tresmontant, Essai sur la Pensee Hebraique. Paris, 1953). Из всего сущего нет ничего такого, что было бы не причастно красоте и благу» (Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 3, 704). «Даже если смысл некоторых вещей нам неясен, пусть в наших душах станет незыблемой следующая истина: ничто злое не обращается в благо» (Св. Василий Великий. EPE 7, 112). «Побуждение идти против природы не исходит от Бога: Но Бог, будучи абсолютно благ, всегда совершает только благо» (Афинагор. Апология 26).
12.  См.: Св. Исаак Сирин. Афины, 1871. С. 95-96.
13.  «Диавол зол по своему свободному произволению, а не потому, что сама его природа якобы противостоит добру» (Св. Василий Великий. EPE 7, 112). «Бог благ, и чтобы Он ни делал, Он делает ради блага человека. Но чтобы ни делал человек — и хорошее, и плохое, — он делает ради самого себя» (Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Том 1. Глава 121).
14.  Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле (Прем. 1, 13-14). Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем. 2, 23-24).
15.  «Так, тот, кто был создан по подобию Божию [бессмертным], вследствие того, что более сильный дух [Святой Дух] отделился от него, становится смертным» (Татиан. Увещание к эллинам 7).
16.  «Так как Бог есть жизнь, а лишение жизни есть смерть, значит, насколько человек удалился от Бога, настолько он стал ближе к смерти. Так что Адам, удалившись от Бога, сам стал причиной своей смерти, в соответствие с Писанием, которое говорит: Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут (Пс. 72, 27)» (Св. Василий Великий. PG 31, 345).
17.  «Таким образом, Бог не создавал смерти, но мы сами навлекли ее на себя по причине нашего злого произволения. Несмотря на это, Он не препятствует действию тления по причинам, упомянутым выше, то есть для того, чтобы наша немощь не стала вечной» (Св. Василий Великий. PG 31, 345).
18.  «Тех же, которые отдаляются от Бога по своему собственному выбору, Он вынужден удалить от Себя, ибо они добровольно выбрали это. Но отделение от Бога есть смерть, как отделение от света есть тьма: однако это не значит, что свет наложил на них наказание пребывать во тьме» (Св. Ириней Лионский. Против ересей 5, 27, 2). «Но другие убегают от света и отделяются от Бога» (Там же. 5, 28, 1).
19.  Св. Максим Исповедник. Добротолюбие /Греческое издание/. Т. 2. С. 27.
20.  «Мы стали наследниками проклятия в Адаме. Мы были наказаны не потому, что ослушались того божественного повеления вместе с Адамом, но потому, что Адам стал смертным, и он перенес грех своим потомкам в том смысле, что мы стали смертными, так как были рождены от смертного» (Св. Анастасий Синаит, 19).
21.  «Преступление человека против благости Создателя привело приговор смерти души в исполнение; ибо когда наши праотцы покинули Бога и выбрали жизнь по собственной воле, Он оставил их, не подвергая насилию. И по вышеназванной причине Бог из любви предостерегал их, предупреждая об этом приговоре. Но Он был терпелив и отсрочил исполнение приговора относительно смерти тела; произнося этот приговор, Он, по Своей мудрости и человеколюбию, переносил его осуществление в будущее. Бог не говорил Адаму: „возвращайся туда, откуда ты взят“; но Он сказал ему: „земля ты есть и в землю ты возвратишься“. Те, кто слушают это с разумом, также могут понять из этих слов, что Бог не сотворил смерти ни для души, ни для тела. Ибо когда Он дал человеку первую заповедь, Он не сказал: „в день, в который ты вкусишь от него, умри!“; но: „в день, в который ты вкусишь от него, ты, конечно, умрешь“. Также и после Он не сказал: „возвращайся теперь в землю“; но Он сказал: „ты вернешься“, таким образом предупреждая, истинно предупреждая, хотя и не препятствуя, о том, что случится» (Св. Григорий Палама. Деятельные, богословские, созерцательные и практические главы. PG 1157—1160).
22.  «Древо познания само по себе было благом и его плоды были хороши. Не древо, как думают некоторые, заключало в себе смерть, но непослушание, ибо плоды не содержали в себе ничего кроме знания, а знание есть благо, если, конечно, его правильно использовать» (Св. Феофил Антиохийский. К Автолику 2, 25). «Не древо породило смерть, так как Бог смерти не создавал, но смерть стала следствием непослушания» (Св. Иоанн Дамаскин. Слово в Великую Субботу 10, глава 5. PG 96, 612 а).
23.  «И что есть сердце милующее? — Это горение сердца о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и вообще о всяком создании. При воспоминании о них или при виде их глаза милостивого человека источают обильные слезы. От великой и неудержимой милости, которая охватывает его сердце, и из сострадания смиряется его сердце, и не может он вынести или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых созданиями Божиими. По этой причине он непрестанно слезно молится даже о неразумных животных, о врагах истины и о причиняющих ему вред, чтобы они были сохранены и помилованы. И подобным образом он молится даже за род пресмыкающихся из великого сострадания, которое без меры возгорается в его сердце по уподоблению с Богом» (Св. Исаак Сирин. Слово 81 /в русском переводе — Слово 48/).
24.  «Не Бог враждует против нас, но мы, так как Бог никогда не враждует» (Св. Иоанн Златоуст. PG 61, 478).
25.  См.: Иоанн Романидис. Первородный грех. Афины, 1957.
26.  «Итак, веруем в единого Бога, единое начало, безначального, несозданного, нерожденного, нетленного и бессмертного, вечного, беспредельного, неописуемого, неограниченного, бесконечно могущественного, простого, несложного, бестелесного, непреходящего, бесстрастного, постоянного, неизменяемого, невидимого, источник блага и справедливости, свет мысленный, неприступный; могущество, неизмеримое никакою мерою, измеряемое одною только Его собственною волею, ибо Он может все, что хочет; Создателя всего, видимого и невидимого, содержащего и сохраняющего все, обо всем промышляющего, над всем властвующего и господствующего, повелевающего бесконечным и бессмертным Царством; без противоречия наполняющего все, ничем не обнимаемого, напротив того, обнимающего и содержащего Собою все сущее и все превосходящего, проникающего без осквернения во все существа и существующего за пределами всего и удаленного от всякого существа, пресущественного и сущего выше всего, пребожественного, преблагого, превышающего полноту, избирающего все начала и чины и пребывающего выше всякого начала и чина, сущности и жизни, слова и мысли; Всемогущего, Который есть сам свет, сама благость, сама жизнь, сама сущность, так как Он не от иного имеет Свое бытие или что-либо из того, что имеет, но Сам есть источник бытия для всего существующего: источник жизни — для живущих, источник разума — для разумных, причина всяческих благ — для всех; Всемогущего, знающего все прежде, чем началось существование всего; единая Сущность, единое Божество, единая сила, единая воля, единая деятельность, единое начало, единая власть, единое господство, единое царство, Единого, познаваемого в трех совершенных Ипостасях и поклоняемого единым поклонением, представляющего Собою предмет веры и служения со стороны всякого разумного создания, Единого в трех Ипостасях, неслитно соединенных и раздельно различаемых, что превосходит всякое разумение. В Отца и Сына и Святого Духа, во имя Которых мы и крещены. Ибо именно так Господь заповедал апостолам крестить: крестя их, — сказал Он, — во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 8).
27.  «Он творил без исходной материи» (Св. Иоанн Златоуст. PG 59, 308).
28.  См.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 14.
29.  Там же, 1, 8.
30.  Венеция, 1862.
31.  7-я молитва. С. 15.
32.  Погребальный канон, песнь 5. С. 410.
33.  Там же.
34.  Погребальный канон, песнь 1. С. 471.
35.  Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди 111, 20, 1.
36.  Диалог с Трифоном Иудеем 6, 1-2.
37.  К Автолику 2, 97
38.  К эллинам 13.
39.  Св. Иустин Философ. Диалог с Трифоном Иудеем 1.
40.  Ср.: «Душа без тела не способна сделать ничего — ни хорошего, ни плохого. Образы, относящиеся к тому, что и как происходит на том свете, которые были являемы некоторым людям, показаны были Богом в качестве промыслительного средства для их блага. Подобно тому как лира остается безгласной и бесполезной, когда на ней некому играть, так и душа и тело, когда они разлучены, не могут ничего» (Св. Афанасий Великий).

Перевод с английского


Окончание

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий