Святоотеческое учение о молитве в применении к практике мирян. Часть 1

Молитва

Заплетин Александр, свящ.

Молитва лежит в основе жизни любого христианина, как монаха, так и мирянина. Однако аскетические произведения, которые учат молитве, ориентированы на монашествующих. Настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в деревне Ненимяки иерей Александр Заплетин приводит святоотеческую классификацию этапов совершенствования молитвы, а также разъясняет, как мирянам извлечь пользу из монашеских советов.

Введение

Одна из основных задач священника – пастырское окормление своих прихожан, что не ограничивается заказными требами, совершением уставных богослужений и приемом исповеди. Кроме всего этого, окормление – это и учительство, руководство, ведение людей в Царствие Небесное (а уж за собой или только показывая вешки на дороге и пропуская путников впереди себя, это от самого священника зависит), указывая путь и поправляя ошибки прихожан на этом пути. И если о нравственных требованиях, милосердии, посте говорится во многих проповедях, в воскресных школах изучается богословие и Священное Писание, то о таком важном вопросе, как индивидуальная молитва, говорится достаточно мало. И это сложнейшее, по словам многих святых, искусство люди изучают по книгам разной полезности самостоятельно. Либо от них требуется выполнение некого обобщенного комплекса молитв, то что называется молитвенным правилом (утренним, вечерним, ко причащению и т.д.), часто без внимательного приспособления к духовной мере и образу жизни прихожанина, отвечая на вопрос «что читать», но не отвечая со всей обстоятельностью на вопрос «как читать». Это не очень хорошо, так как далеко не все прихожане способны к самостоятельному обучению по книгам, нет гарантированной обратной связи между пастырем и прихожанами, которая позволила бы вовремя скорректировать молитвенную практику.

Молитва, как учили святые отцы, – дело сложное, чреватое опасными ошибками, и бесконтрольное изучение аскетической литературы может быть опасно для духовной жизни прихожанина.  Книги святых, описывающие молитвенные практики, в большинстве писались для опытных монахов, писались давно и использовали образы и сравнения, не всегда понятные нашим современникам. Представляется полезным рассмотреть основные пункты обучения молитве, основные опасности, выработать разумную технику безопасности, и сделать это, сообразуясь не с возможностями опытного подвижника-инока, но c возможностями прихожанина-мирянина, его духовной мерой, его мирскими попечениями, – начиная с новоначального, только что вошедшего в Церковь, до освоившегося в Церкви мирянина. Необходимо рассмотреть святоотеческий материал о молитве и обобщить его в помощь приходскому пастырю для его проповеди и назиданий.

Общие понятия о молитве и их приложение к практике мирян

1. Что такое молитва? Определения святых отцов

Для того чтобы рассуждать о правильном молитвенном делании, нужно сначала понять, что такое молитва. Дать определение. В некоторых святоотеческих трудах, в Писании такого определения нет, так как подразумевается, что понимание молитвы в общих чертах имеет даже язычник, а не только христианин. Но в наше время такой очевидности нет. И во все времена общенародное понимание молитвы могло быть и неверным.

Подберем несколько определений от авторитетных авторов – святых отцов и подвижников благочестия, – говорящих о молитвенном делании. Начнем с самого, наверное, известного аскетического автора последних столетий, создавшего целую аскетическую систему – свт. Игнатия Брянчанинова:

«Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека перед Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред богом… Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, — усвояет их тому человеку, который молитвой старается пребывать в общении с Богом»[1]. Святитель начинает с прямого определения, что есть молитва, и продолжает, раскрывая читателю значимость молитвы и ее действие.

Св. Иоанн Лествичник дает определение: «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом…»[2] .

Другой аскетический автор XIX века – свт.Феофан Затворник – тоже дает схожее определение: «Начатки молитвы полагаются в самом обращении, ибо молитва есть устремление ума и сердца к Богу...»[3].

Подвижник, ученик св.Силуана Афонского – арх. Софроний (Сахаров) – тоже дает определение: «Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием. Или иначе: жизнь Само-сущего Бога входит в нас по этому каналу. Молитва есть акт наивысшей мудрости, всепревосходящей красоты и достоинства. В молитве– святое упоение нашего духа»[4].

«Молитва есть беседа ума с Богом»[5], – говорит ранний учитель аскетики авва Евагрий, чье догматическое учение было осуждено, но чьи аскетические книги весьма ценились.

Что общего у этих во многом различных определений? В чем святые и подвижники единодушны? Можно вывести общее определение, подчеркнув самое важное: молитва есть общение, связь, соединение с Богом.

Все остальные свойства молитвы: ее сложность, величие, важность, то, что молитва есть искусство из искусств, самое великое и сложное, – все это можно выводить из этого важнейшего определения.

2. Сравнение монашеского и мирского пути христианина с точки зрения возможностей в молитвенном совершенствовании

Какие задачи стоят перед христианином? Глобальная задача – спасение. Но что она означает? Св. Афанасий Великий говорит: «…Божие Слово. Оно вочеловечелось, чтобы мы обожились; Оно явило Себя телесно, чтобы мы приобрели себе понятие о невидимом Отце; Оно претерпело поругание от людей, чтобы мы наследовали бессмертие»[6]. Значит Бог хочет, чтобы мы обожились, соединились с Ним по благодати, для указания же пути Он даровал нам Свои заповеди, а опыт многих столетий стяжания благодати дал Церкви еще и аскетические методы.

В процессе исторического развития Церкви выделились два основных пути человеческой жизни: путь мирянина и путь монашествующего. Эти пути говорят о различии способа жизни, разных попечениях. Даже разница между лаиком (верным, прихожанином/монахом) и священнослужителем не говорит об ином жительстве: женатый священник живет в тех же обстоятельствах, что и его мирская паства, а иеромонах живет в том же монастыре, что и его чада – простые монахи.

Поскольку основные труды св. отцов, рассказывающие о молитве, писались для назидания монахов, нужно понять, какие отличия есть у мирянина и монаха в образе жизни, в возможности молитвенного совершенствования. И поняв это различие, можно будет разумно брать некоторые советы монашествующим, которые окажутся годными и мирянину.

Кто такие миряне в контексте работы? Миряне – это люди, живущие посреди мира, живущие, как правило, в браке. Какие особенности у такой жизни можно выделить?

  • От мирянина напрямую зависят иные люди – его ближние. Жена, дети, родители. Он обязан о них заботиться, зарабатывать на жизнь, тратить время на семейные потребности. Все это во исполнение заповеди о любви к ближнему, ведь кто есть ближе родных?
  • Мирянин живет в семье, имеет жену. Что, с одной стороны, упрощает борьбу с блудными страстями, дает необходимое человеческое общение, с другой – вызывает необходимость приспосабливаться к другому человеку для совместной христианской жизни.
  • Взрослый мирянин в наше время работает, что занимает у него большую часть времени и сил. В обычном случае это занимает 9 часов (работа с перерывом), более 1-го часа дорога на работу и обратно и так 5 дней в неделю. Выходит, минимум 10 часов в день, часов максимального напряжения сил и ума – это работа согласно трудовому кодексу, часто много больше. Кроме этого, необходимо делать работы по дому (ходить в магазины, играть с детьми, готовить еду, убирать жилье и т.д.), что тоже занимает определенное время. Вывод – мирянин живет в постоянном дефиците времени, даже на основные мирские попечения его часто не хватает, приходится «занимать» время у ночного сна.
  • Мирянин является прихожанином некого храма. Несмотря открытие множества храмов, их все равно весьма мало. Храмы в «шаговой доступности» есть не у многих. Во многих случаях прихожанин едет на службу, преодолевая значительное расстояние. На одного священника приходится множество прихожан. Например, в Санкт-Петербургской митрополии менее 800[7] священников на более чем 7 миллионов жителей, большинство из которых крещены в православие.  Все это делает практически невозможным для большинства пастырское наставничество в размере большем, чем проповедь и исповедь.

Можно сказать, что жизнь мирянина в целом связана с житейской суетой, постоянным вредным конфликтным контактом с разнообразными людьми, объективным недостатком времени и сил на духовную работу. Мирянин во многом связан своей семьей, своими обязательствами и долгом перед близкими. Это может быть как его путем к Богу, носимым крестом, так и сильнейшим искушением.

А кто такие монахи? Св. Игнатий Брянчанинов дает хорошее определение: «Монахи суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою — добродетелию, высшею всех добродетелей, чтоб посредством нее соединиться воедино с Богом, как сказал Апостол: “Прилепляйся Господеви бывает един дух с Господом”. А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова, то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии»[8].

Существуют различные формы жительства монахов: «… общежитие, скит, безмолвие, отшельничество, затвор, пустынножитие означают собою разные роды иноческой жизни. Иноческим общежитием называется сожительство более или менее многочисленного собрания иноков, имеющих общее богослужение, общую трапезу и одежду, находящихся в заведовании одного настоятеля. Безмолвием называется сожительство двух или трех иноков в отдельной келлии, жительствующих по взаимному совету или по совету старшего, имеющих общую трапезу и одежду, отправляющих в течение пяти дней богослужение в келлии, а в субботу и воскресение приходящих к общественной службе в церковь. Отшельничеством называется жительство инока наедине»[9]. Но в общем виде, по крайней мере для монахов, учащихся своему монашескому образу жизни, есть общие особенности (автор описывает идеализированную ситуацию, для выявления особенностей и отличий от мирской жизни):

От монаха, если он не имеет особо важных послушаний, например настоятельского, ближние зависят мало. От отшельника вообще не зависят.

У монаха нет семьи, что убирает все связанные с этим попечения. Монах даже ослабляет (иногда рвет) связь с родителями и иными родственниками. Например, история: «Один из отцев разсказывал об авве Пимене и братиях его: когда они жили в Египте, мать их желала увидеть их и никак не могла. Заметив, что они идут в церковь, она встретила их, но они, увидев ее, возвратились и затворили дверь пред лицем ея. Она же, плача и рыдая, кричала пред дверью: дайте посмотреть на вас, дети мои возлюбленныя!»[10]. Аввы желали встретить мать не в этом суетном мире, но в горнем, о чем ей потом сказали и чем обрадовали.

  • Монах живет в монастыре, в непосредственной близости к храму, что позволяет постоянно участвовать в богослужении. Либо, если он отшельник, у него особая манера регулярной длительной келейной молитвы.
  • Монах живет в условиях дисциплины, которая рассчитана для максимальной духовной пользы монаха. Есть определенное время на работу (послушания), есть на трапезу, на богослужение, на личную келейную молитву. Трапеза рассчитывается централизованно с учетом постов. Остается только принять со смирением такой распорядок жизни, нет нужды приспосабливать мирские обстоятельства к нуждам духовной дисциплины, используя неизбежные компромиссы.
  • У монаха есть наставник – духовник, который внимательно смотрит за его духовным состоянием и прогрессом, учит особенностям молитвенных практик. Вообще вокруг монаха находятся его собратья, люди верующие, есть у кого поучиться.
  • Монах, по крайней мере новоначальный, живет в строгом послушании своему игумену и духовнику, что, согласно множеству св.отцов-аскетов (св.Иоанн Лествичник, авва Дорофей, св.Исаак Сирин и т.д.), есть начало всякого совершенства.

При сравнении образа жизни, можно видеть, что жизнь монаха много более удобна для духовного совершенствования в молитве и богослужении, хотя имеет свои сложности, например отсутствие семьи, необходимость полного послушания. Но это не значит, что мирянин – это христианин второго сорта, просто его христианская жизнь отлична от жизни монаха. Соответственно, рекомендации о молитве, рассчитанные на монаха, часто невозможно прямо применить мирянину, а иногда они требуют творческого подхода, чтобы мирянин получил от рекомендаций пользу, а не вред, как бывает при попытке внешнего подражания монашеской жизни.

Какие у мирянина ограничения?

1. Мирянин не может быть в полном послушании духовному наставнику, поскольку он не может его постоянно видеть рядом с собой.

2. Мирянин, по крайней мере работающий и семейный, не может часто участвовать в богослужении, так как имеет множество попечений. Еженедельный поход в храм – это некая достойная средняя норма. Впрочем, к старости, после выхода на пенсию, ситуация у многих меняется на почти монашескую. Сколь часто почти на каждой службе видно одних и тех же сияющих смирением старушек и стариков – главных молитвенников прихода!

3. Мирянину в попечениях весьма сложно выделить достаточный отрезок времени для длинных молитвенных правил.

4. Вокруг мирянина живут люди светские, мирские. Искушения, связанные с давлением нехристианской внешней среды, для мирянина значимы. Намного меньше тех ближних, у которых можно чему-то духовно научиться.

Конечно, у монаха и мирянина в жизни одна и та же цель – быть со Христом, обожиться. Но в связи с разным образом жизни приходится в своей личной практике использовать несколько различные методы. В данной работе автор будет говорить о молитве, поскольку это важнейшая практика христианина – сама связь с Богом.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий