Толкование искушений Христа у Достоевского

«Дневник писателя» за 1876 год

Принадлежность всех этих измышлений «насчет огромного значения нового фазиса православия»[46] (а именно, неопелагианства, неогностицизма, неоарианства) мировоззрению самого автора (а не намеренное их сочинение им для своих героев-изуверов) подтверждает уже публицистическая разработка Достоевским в «Дневнике» этих же самых идей.

«…римское католичество <…> не задумавшись, продало Христа за земное владение. Провозгласив как догмат, “что христианство на земле удержаться не может без земного владения папы”, оно тем самым провозгласило Христа нового, на прежнего не похожего, прельстившегося на третье дьяволово искушение, на царства земные <…> мне возражали, что вера и образ Христов и поныне продолжают еще жить в сердцах множества католиков во всей прежней истине и во всей чистоте. Это несомненно так, но главный источник замутился и отравлен безвозвратно. К тому же Рим слишком еще недавно провозгласил свое согласие на третье дьяволово искушение в виде твердого догмата, а потому всех прямых последствий этого огромного решения нам еще заметить нельзя было. <…> это Рим Юлиана Отступника, но не побежденного, а как бы победившего Христа в новой и последней битве. Таким образом продажа истинного Христа за царства земные совершилась. <…> Потеряв союзников царей, католичество несомненно бросится к демосу. <…> католичество бросится в демократию, в народ и оставит царей земных за то, что те сами его оставили. <…> всё подкопано и начинено порохом и ждет только первой искры <…> А нам то что, к нам же ведь и застучится Европа <…> И она потребует нашей помощи как бы по праву…»[47] Потому что «храним Христа», не поддавшись на искушения, как «прочие человецы», сознаем себя «первым» в мире народом, патентованным «тело божиим», и готовы его практически даром экспортировать (разве что за самую умеренную плату признания этого нашего над всеми первородства).

Второе обращение к тематике евангельских искушений имеет поводом самоубийство Н. Писаревой. «До странности занимают ее денежные распоряжения той крошечной суммой, которая после нее осталась <…> Эта важность, приданная деньгам, есть, может быть, последний отзыв главного предрассудка всей жизни “о камнях, обращенных в хлебы”. Одним словом, проглядывает руководящее убеждение всей жизни, <…> ужасно характерный и законченный катехизис тех убеждений, которым они предаются в жизни с такою верою (и несмотря на то так скоро все наскучивают и своей верою и жизнью), которыми они заменяют всё, живую жизнь, связь с землей, веру в правду; всё, всё. Она устала, очевидно, от скуки жить и утратив всякую веру в правду, утратив всякую веру в какой-нибудь долг; одним словом, полная потеря высшего идеала существования»[48]. Иными словами, трагедия Писаревой – это иллюстрация постулата «атеист тотчас же перестает быть русским» и вообще «перестает быть», «вымирает» так же, как и народ, потерявший «своего бога». Суицидом кончает и «новый человек» «безмерной высоты»[49] Ставрогин, и вообще в мире Достоевского настоящая эпидемия самоубийств. «Да правда ли, что русская земля перестает на себе держать русских людей? Отчего же жизнь рядом, тут же, бьет таким горячим ключом?»[50] Манихейское самоотрицание (взаимное вычитание, или обессмысливание противоположностей) тут сказывается в том, что духовное «преступление» самоубийства, в конечном счете, отрицается (оправдывается пагубной «средой» или даже романтизируется) здесь не меньше, чем в опровергаемом «катехизисе убеждений», «заменяющих живую жизнь»[51]. Поэтому и в этой «вере в правду и какой-нибудь долг» «проглядывает» тот же самый «руководящий предрассудок», род «социализма», идеализированная мистификация «человека-бога».

Примечания:

[46] Подготовительные материалы к «Бесам» / Д.,XI,146.
[47] Дневник писателя. 1876, март, гл.1, V / Д.,XXII,88-91.
[48] Дневник писателя. 1876, май, гл.2, II / Д.,XXIII,25.
[49] Подготовительные материалы к «Бесам» / Д.,XI,136.
[50] Дневник писателя. 1876, май, гл.2, II / Д.,XXIII,26.
[51] «Человек в высших экземплярах своих и в высших проявлениях своих ничего не делает просто: он и застреливается не просто, а религиозно» (Подготовительные материалы к «Подростку» / Д.,XVI,6). Ср.: «… эпидемией массовых самосожжений были охвачены как раз  беспоповцы, порождения капитоновщины. <…> требование самоистребления плоти стоит в прямой связи с отрицанием брака и чадородия, и все вместе составляет непременный набор самых опасных сект дуалистов-манихеев» ( Михайлова Н.М. Розыск о расколах. Ч.III. Гл. 17-12).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий