Христос как второй Адам в богословии преподобного Максима Исповедника

[1] Thunberg, L.Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. P. 72-73.
[2] Епифанович С. Л . Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С. 76.
[3] Там же. С. 62-64. Учение о том, что весь мир был сотворен согласно логосам, предполагает «таинственное и обоживающее присутствие Христа-Логоса в мире» (Thunberg, L.Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. P. 74-76. См.: Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1081BC = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 68).
[4] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1081BC = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – C. 68.
[5] Ibid. 1081A = Там же. C. 67-68.
[6] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С. 62-65.
[7] Ibid. 1285D = Там же. C. 260. Поэтому можно говорить о воплощении Логоса во всем мире через логосы творения. Максим Исповедник в 33 амбигве учит о трех воплощениях Логоса: воплощении во всем мире посредством логосов творения, воплощении в Священном Писании и воплощении как вочеловечении (Максим Исповедник, прп . Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1285С-1288A = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 260-261).
[8] Thunberg, L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. P. 154.
[9] Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С. 72.
[10] Tollefsen, Т. Т. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor. P. 102.
[11] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1153AB = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С.132-133.
[12] Ibid. 1104A = Там же. С. 85-86.
[13] МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 10-11. = Вопросоответы к Фалассию // Богословские труды. Сборник тридцать восьмой. – С. 75.
[14] Meyendorff, J.Christ in Eastern Christian Thought. P. 104.
[15] МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 13-16. = Вопросоответы к Фалассию // Богословские труды. Сборник тридцать восьмой.  – С. 75.
[16] Ibid. epist. 327-328. = Там же. С. 29.
[17] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1092D = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 77
[18] Ibid. 1104Α = Там же. С. 86.
[19] Ibid. 1308C = Там же. С. 280.
[20] Cooper, A. G.The Body in St Maximus the Confessor: Holy Flesh, Wholly Deified. P. 80-83. Это необычное учение о грехопадении в момент сотворения связано со стремлением преподобного опровергнуть мнение Оригена о том, что изначальное состояния блаженства идентично конечному состоянию, что делает историю мира не прямолинейной, а цикличной. Поэтому прп. Максим стремится в некотором смысле совершенно минимизировать «время» нахождения Адама в состоянии, предшествующем грехопадению. Но в то же время Исповедник подчеркивает то, что человеку, когда он был сотворен, были открыты безграничные возможности для уподобления Богу, которыми человек по своей воле не воспользовался. См. Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 60.
[21] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1092D = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 77.
[22] МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium, epist. 231-239. = Вопросоответы к Фалассию // Богословские труды. Сборник тридцать восьмой.  – С. 27.
[23] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1156C = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 135
[24] МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium, epist. 240-326.= Вопросоответы к Фалассию // Творения. Кн. II. – С. 27-29.
[25] Ibid.61. 94-95. = Вопросоответы к Фалассию // Богословские труды. Сборник тридцать восьмой. – С. 78.
[26] См. Ibid.61. 16-21. = Там же. С. 75. Может быть, здесь преподобный «играл» со словами «наслаждение (ἡδονή)» и «страдание (ὀδύνη)» (Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 57). Таким образом, грех по учению прп. Максима не статичен, а динамичен, точно так же, как добродетель есть не фиксированное состояние, а непрестанное движение, целью которого является обожение. См. Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 58.
[27] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1348A = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 314
[28] Ларше Ж. -К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 111. См. также: Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 81-82.
[29] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1309A = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 281
[30] Ларше Ж. -К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 114
[31] Максим Исповедник, прп. Quaestiones et dubia. 113. 3-5. = Вопросы и недоумения. С.146.
[32] Ларше Ж. -К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 116.
[33] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1156D = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 135.
[34] Ibid. 1308С = Там же. С. 281.
[35] Ibid. 1104Α = Там же. С. 86.
[36] Tollefsen, Т. Т. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor. P. 102 -103.
[37] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1345D. = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 314.
[38] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. PG 91. 1305В = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 278.
[39] Ibid. 1304D = Там же. С. 277
[40] Ibid. 1308B = Там же. C. 280.
[41] Ibid. 1308Α = Там же. C. 280.
[42] Ibid. 1305D-1308A = Там же. C. 279.
[43] Ibid. 1305C-1305D = Там же. С. 278-279.
[44] Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 82.
[45] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1305C = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 279.
[46] Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor...P. 81.
[47] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. 1092С = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 76-77.
[48] «Первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обожения всей твари» (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия… С. 121-122). «Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе. Таким образом свершилось бы обожение человека и всего тварного мира» (Там же. С. 122).
[49] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1308C = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 280-281.
[50] «Дабы не стать человеку изгнанным далеко от Бога, [подобало изначально задуманный способ обожения] заменить иным, настолько более парадоксальным и боголепным, чем первый, насколько сверхъестественное выше естественного» (Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1097С = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 81). См. Larchet, J. -C.Intoduction // Saint Maxime le Confesseur… – P. 58.
[51] МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 61-63. = Вопросоответы к Фалассию // Богословские труды. Сборник тридцать восьмой.  – С. 77.
[52] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1280В = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 254.
[53] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1037A = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 18
[54] Ibid. 1037A = Там же. С. 18.
[55] Ларше Ж. -К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 139.
[56] Максим Исповедник, прп. Quaestiones et dubia. 59. 4-5. = Вопросы и недоумения. С. 112.
[57] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1044С = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 23.
[58] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1280B = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 254.
[59] Ларше Ж. -К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 150.
[60] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1053В = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 31
[61] Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 133; Tollefsen, T. T.The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor.P. 103.
[62] Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С 84.
[63] Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 135.
[64] Ibid.P. 66.
[65] Ibid. P. 62.
[66] «Христос не обусловлен человеческой историей. Воплощение Слова Божия – не результат победы диавола над человеком, и Христос – не следствие действий сатаны. Соединение Божественной природы с человеческой произошло потому, что таким образом исполнилась превечная Божия воля» (Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. С. 40). См. также Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 64.
[67] Ibid. P. 55.
[68] МаксимИсповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1320B = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 290-291.
[69] Ibid. 1084CD = Там же. С. 70. См. также Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 75.
[70] Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 74.
[71] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1048С = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 27
[72] Лосский В. Н Очерк мистического богословия… С. 122.
[73] Meyendorff, J.Christ in Eastern Christian Thought. P. 108.
[74] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1333С = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 303
[75] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1044B = // О различных недоумениях… – С. 23.
[76] Имеются ввиду разделения, о которых речь шла в параграфе 4.3.
[77] Мейендорф И., прот. Византийское богословие… С. 205.
[78] Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С. 84-85.
[79] Максим Исповедник, прп. Quaestiones et dubia 62. 5-6. = Вопросы и недоумения. С. 113.
[80] Russell, N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. P. 270
[81] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1348D = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 316.
[82] Система богословской мысли прп. Максима во многом пересекается с богословием сщмч. Иринея Лионского, и поэтому их взгляды на спасение и искупление близки друг к другу. См.: Meyendorff, J.Christ in Eastern Christian Thought. P. 101.
[83] Ibid. 1097A = Там же. С. 81.
[84] Riou, A. Le Monde et l'Église selon Maxime le Confesseur. P. 124.
[85] Meyendorff, J.Christ in Eastern Christian Thought. P. 108.
[86] Ср. Фил. 2:7.
[87] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1037A = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 18.
[88] Кирилл (Зинковский), иером. Учение святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима Исповедника о животворящем теле Христа // Церковь и время: №1 (66), 2014. – С. 40.

[89] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1341С = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 310. См. также: Ibid. 1276A = Там же. С. 250.

[90] Ibid.1276A = Там же. С. 250

[91] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1276B = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 251.

[92] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1049АВ = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 28.

[93] Или «чистым», «девственным», «нетленным».

[94] Ср. Рим. 7:25; 8:2.

[95] МаксимИсповедник, прп. Expositio orationis dominicae. 154-157 . = Толкование на молитву Господню // Творения. Кн. 1. – С. 188.

[96] Максим Исповедник, прп. Quaestiones et dubia. 113. 18-19. = Вопросы и недоумения. С. 146.

[97] Максим Исповедник, прп Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1276B-D = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 250-251.

[98] МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 142-148. = Вопросоответы к Фалассию // Богословские труды. Сборник тридцать восьмой. – С. 79.

[99] Этот закон заключается в том, что в своем падении Адам образовал «иное начало рождения, [происходящее] от наслаждения», которое не следует за тягостью (πόνος), а предшествует ей. Из-за этого «неправедного начала [рождения, возникающего] от наслаждения», все люди обречены «через тягость» на смерть. То есть рождение каждого является страстным, так как ему предшествует плотское наслаждение, а тягость жизни и смерть являются неизбежной платой за это наслаждение (Ibid. 111-120. = Там же).

[100] Ibid. 49-58. = Там же. С. 76-77.

[101] Ibid. 103-111. = Там же. С. 78-79.

[102] Ibid. 129-141. = Там же. С. 79.

[103] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1312A = О недоумениях к Иоанну. С. 283. Ср. Гал. 3:8.

[104] Ibid. 1308D-1309D. = Там же. С. 281-282.

[105] Ibid. 1309С-1312B = Там же. C. 282-283. О Христе-Всечеловеке см. Пеликан, Я. Христианская традиция: История развития вероучения. Том 2. С. 73-87.

[106] Ibid. 1313B = Там же. С. 285.

[107] Ibid. 1305B = Там же. С. 278.

[108] Ibid. 1308D = Там же. С. 281.

[109] Piret P.Le Christ et la Trinité selon Maxime le Confesseur. P. 199.

[110] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1281CD = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 257.

[111] Larchet, J. -C.Intoduction // Saint Maxime le Confesseur… – P. 59.

[112] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1097D = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 82.

[113] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С. 76.

[114] Balthasar, H. U. von. Cosmic Liturgy: The Universe According to Maximus the Confessor. P. 263.

[115] Russell, N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. P. 268.

[116] Максим Исповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 42. 9-13. = Вопросоответы к Фалассию // Творения. Кн. 2. – С. 129.

[117] Ср. 2 Кор. 5:21

[118] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1348С = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 315.

[119] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1041C-1044A = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 22-23.

[120] Ibid. 1041D = Там же. С. 22.

[121] Ibid. 1044A = Там же.

[122] «Безусловно, [Христос] свободно испытывал страсти [человеческой] природы как дела [Его] воли [=желания] (ἐξουσίᾳ γνώμης ἔργα πεποιηκώς τά πάθη τῆς φύσεως), а не как мы – в результате природного принуждения. Дойдя в нашей природе [до глубин ее] страстности, Он в противоположность нашей [порабощенности страстям] свободно показал в Себе движимым волей то, что сделалось в нас движущим волей» (Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1053С = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 32).

[123] МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 42. 23-24. = Вопросоответы к Фалассию // Творения. Кн. 2. – С. 129.

[124] Ср. Евр. 5:21

[125] Максим Исповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 63-64. = Вопросоответы к Фалассию // Богословские труды. Сборник тридцать восьмой. – С. 77.

[126] Ibid. 86-90. = Там же. С. 78.

[127] Ларше Ж. -К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 138.

[128] Там же. С. 140.

[129] Там же.

[130] Ср. Фил. 2:7.

[131] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1316D = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 287-288.

[132] «[Логос], приняв безгрешность от первоначального возникновения (συστάσεως) Адама согласно происхождению, имел [ее] без нетления; а от рождения, впоследствии введенного в природу через грех, воспринял одну только страстность, без греха» (Максим Исповедник, прп.Quaestiones ad Thalassium. 21. 38-42. = Вопросоответы к Фалассию // Творения. Кн. 2. – С. 72).

[133] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG 91. 1037C = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 19.

[134] Ibid. 1052A = Там же. С. 29

[135] Максим Исповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 325B = Диспут с Пирром. С. 201.

[136] См. Дионисий (Шлёнов), иером. Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника // Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. – С. 349-364.

[137] Bathrellos, D. The Byzantine Christ… P. 173.

[138] Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 67.

[139] МаксимИсповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 325A. = Диспут с Пирром. C. 199.

[140] Ларше Ж. -К.Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 147.

[141] «Как из-за одного человека [Адама], добровольно отвернувшего [свое] намерение (τὴν προαίρεσιν) от добра, во всех людях произошло изменение природы из нетления в тление, так из-за одного Человека Иисуса Христа, не отвернувшего [Свое произволение] от добра, [произошло] во всех людях восстановление (ἀποκατάστασις) природы из тления в нетление. […] Если изменение намерения в Адаме ввело в [человеческую] природу страстность, тленность и смертность, [то] подобным образом неподвижность (ἡ ἀτρεψία) намерения во Христе вернула природе через воскресение бесстрастие, нетление и бессмертие» (Максим Исповедник, прп.Quaestiones ad Thalassium, 42. 28-34, 52-57) = Вопросоответы к Фалассию // Творения. Кн. 2. – С. 129-130).

[142] «Во Христе личная [склонность] намерения к добру лишила всю [человеческую] природу общего позора тления, когда во время воскресения природа преобразилась в нетление через неподвижность намерения, поскольку Бог посчитал справедливым человеку, не изменившему намерения, получить обратно бессмертную природу». (Максим Исповедник, прп.Quaestiones ad Thalassium. 42. 45-49. = Вопросоответы к Фалассию // Творения. Кн. 2. – С. 130).

[143] Ларше Ж. -К.Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 149-150.

[144] Максим Исповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 329D = Диспут с Пииром. С. 207.

[145] Ibid. 308D = Там же. С. 177.

[146] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1060AB = О недоумениях к Фоме // О различных недоумениях… – С. 37.

[147] Ibid. 1044CD = Там же. С. 23-24. См. также 1056AB = С. 33-34.

[148] Максим Исповедник, прп. Liber asceticus. 10. 20-25. = Слово о подвижнической жизни // Творения. Кн. 1. – С. 79.

[149] Ibid. 11. 1-5. = Там же. С. 79.

[150] «[Христос,] претерпев столь великое зло от них [фарисеев], точнее же сказать, ради них, сражался (ἠγωνίσατο) по-человечески за заповедь любви до [самой] смерти и, взяв совершенную победу над диаволом, увенчался ради нас венком воскресения, и таким образом новый Адам восстановил (ἀνενεώσατο) ветхого» (Ibid. 12. 3-18. = Там же. С. 79).

[151] Ibid. 13. 1-7. = Там же. С. 80.

[152] Кирилл (Зинковский), иером. Учение святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима Исповедника о животворящем теле Христа // Церковь и время: №1 (66), 2014. – С. 39.

[153] Там же. С. 43.

[154] Максим Исповедник, прп. Expositio orationis dominicae. 165-167. = Толкование на молитву Господню // Творения. Кн. 1. – С. 188.

[155] Russell, N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. 269

[156] Максим Исповедник, прп.Expositio orationis dominicae. 168-174. = Толкование на молитву Господню // Творения. Кн. 1. – С. 188.

[157] Russell, N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. P. 268.

[158] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1280A = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 253.

[159] См. Larchet, J. -C.La divinisation de l'homme selon saint Maxime le Confesseur. P. 365-374.

[160] Russell, N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. P. 267.
[161] Кирилл (Зинковский), иером. Учение святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима Исповедника о животворящем теле Христа // Церковь и время: №1 (66), 2014. – С. 39.
[162] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1333В = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 303
[163] Максим Исповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 305С = Диспут с Пирром. С. 175.
[164] Ср. Рим. 11:16.
[165] Ср. 1 Кор 5:6.
[166] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1280C = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 255
[167] Ср. Еф. 1:23.
[168] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1281A = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 255.
[169] «Таинство спасения [принадлежит добровольно] желающим [его], [а] не тем, кого [насильно к нему] принуждают (τυραννουμένων)» (Максим Исповедник, прп. Expositio orationis dominicae. 163-164. = Толкование на молитву Господню // Творения. Кн. 1. – С. 188).
[170] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1280В = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 254.
[171] Максим Исповедник, прп. Quaestiones et dubia, 21. 5. = Вопросы и недоумения. С. 86.
[172] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1348D-1349A = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 316.
[173] Ibid. 1280С = Там же. С. 255.
[174] Ibid. 1280D = Там же.
[175] Russell, N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. P. 262.
[176] Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1357B = О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях… – С. 325.
[177] См.: Каплан И. Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4278505.html (дата обращения: 09.05.2015).

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий