«Каждый второй ребенок в интернете в группе риска»

— И все-таки что именно меняется в первую очередь? Затрагиваются ли, скажем, высшие психические функции?

— Конечно, высшие психические функции — такие как память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, творчество и т. д.— обусловлены генетически. Но они зависят и от культурно-исторической среды и развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром. И вот это взаимодействие сегодня сильно опосредовано интернетом. Для примера я скажу лишь о памяти, потому что по ней уже получены наиболее четкие данные. Сегодня доказано, что интернет меняет механизм запоминания. Мы все меньше полагаемся на собственную память и все больше перекладываем ответственность за запоминание нужных вещей на интернет. Мы создаем огромное количество виртуальных закладок с интересной информацией, к которой, как правило, уже не возвращаемся. У нас в принципе исчезает установка запомнить и осмыслить то, что нам показалось с первого раза интересным.

— Вы хотите сказать, что это новое качество, которое отличает человека ХХI века?

— На самом деле этот механизм открыт психологами в 70-х годах прошлого века — он называется транзактивной памятью и наблюдается, скажем, среди супружеских пар, которые доверяют друг другу. Например, мы делегируем часть важной информации, те же даты рождения родственников, одному из супругов и сами их не запоминаем, так как знаем, что всегда можем обратиться к надежному источнику. Но сейчас подобное явление становится всеохватывающим — интернет стал для нас таким транзактивным механизмом. И если взрослые попали под влияние этого процесса не так давно, то ребенок рождается в ситуации, когда у него всегда под рукой есть потрясающий инструмент, который содержит все накопленное человечеством знание, с помощью которого можно быстро что-то нагуглить и применить. И ему нет нужды что-то при этом запоминать!

— Значит, память в целом становится хуже?

— Нет, я категорически не согласна с учеными, которые кричат, что дети глупеют от интернета, что они ничего не могут запомнить и т. д. Нет, просто у них память работает по-другому, и мы должны знать, как именно, чтобы понимать, как нам учить современных детей.

Другая особенность, о которой модно говорить сейчас,— это клиповое мышление и клиповое восприятие, постоянная потребность в смене картинки. Нужно понимать, что оно сформировалось с того момента, как мы стали щелкать переключателем телевизора. Дети, которые выросли в условиях информационного цунами, сегодня благодаря такому способу мышления вырабатывают защитный психологический механизм, который позволяет им глубоко не погружаться в то, что они видят, отфильтровывать ненужную информацию, быстро переходя с одной темы на другую.

— Сегодня некоторые дети проводят в интернете уже до трети суток. Есть ли этому какой-то предел или мы скоро погрузимся в сеть окончательно?

— Нужно привыкнуть к тому, что мы живем в другом мире. В 2001-м году, когда был изобретен первый смартфон, для человечества наступила новая эра. Поколение, чье рождение совпало с этим событием, живет в совершенно ином мире, который сегодня называют интернетом вещей. Возможно, через некоторое время те изменения, которые сегодня нас тревожат в наших детях, окажутся залогом успеха в мире будущего — в мире нейронета. Последний, по предсказаниям футурологов, наступит уже лет через 25. А это совсем близко, ведь сегодняшним первоклассникам будет всего лишь чуть больше 30 лет.

 

Беседовала Елена Кудрявцева

 Опрос

 Шаг в офлайн

 Ответы подростков 12-17 лет на вопрос: «Что ты будешь делать, если незнакомец из Сети предлагает тебе встречу?»

Ответы подростков 12-17 лет на вопрос: "Что ты будешь делать, если незнакомец из Сети предлагает тебе встречу?"

Источник: Фонд Развития Интернет

Доверяй, но проверяй

 Какими способами родители чаще всего пытаются контролировать поведение подростков 13-17 лет в информационном пространстве

Какими способами родители чаще всего пытаются контролировать поведение подростков 13-17 лет в информационном пространстве

  
Источник: Фонд Развития Интернет
Журнал «Огонёк» №8 от 27.02.2017, стр. 26 
Авторы:Елена Кудрявцева

 

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий