Создание псевдоличностей в интернете и пастырская ответственность

Молодежь и интернет

Преподаватель богословия Афанасиос Колиофутис

В предыдущей статье («Молодежь и интернет. Роль церкви и церковного прихода») мы говорили о проблемах, создаваемых интернет-зависимостью и роли, которую может сыграть в решении этой проблемы здоровая церковно-приходская жизнь. Сегодня мы рассмотрим проблему создания псевдоличностей, появляющихся в интернете, и роль, которую призван взять на себя священник в этих новых ситуациях.

Бесконтрольное использование интернета вводит пользователя компьютера в круг опасностей, которые он не может осознать. Проблема заключается в том, что при интернет-общении появляется возможность создания псевдоличностей. Пользователи имеют возможность скрыть свою подлинную личность и придумать новые ложные сведения, которые могут показаться привлекательными для всегда любопытных подростков. Переходный возраст толкает подростков на систематическое выслеживание и анализирование всех видов знаков, исходящих от их социального окружения, чтобы построить таким образом свое человеческое «я».

Этот процесс вскоре приобретает черты зависимости. Пользователи, желающие общаться, создают себе новую личность. «Эта личность прежде всего должна иметь имя. Первый и самый очевидный шаг в процессе создания нового “я” – выбор имени. В процессе регистрации необходимо выбрать имя или псевдоним, который будет появляться на экране во время разговора. Пользователям советуют выбирать имена, которые не открывают их личных данных. Эти имена становятся отличительными символами для каждого человека, который хочет быть легко и быстро идентифицирован. После этого имя должно приобрести характер. То есть, придумав имя своему “я”, ты должен его описать, наделить его характерными чертами, как внешними, так и поведенческими. Это поможет общению с другими людьми, находящимися в том же МПМ (многопользовательский мир).

Создание характера и ролей других людей, которые находятся рядом с тобой – это часть структуры виртуального пространства. В этом мире свободы и самоопределения гарантируется право на псевдоощущение. Каждый может утверждать, что он маг, живущий в замке, или астронавт на созвездии. Сами эти роли ставят людей на новый уровень, где они пробуют свои новые “я”. Эти новые модели личности лишь подтверждают реальность сценария. Кроме того, часто имеет место недостойное поведение. Виртуальный мир мало чем отличается от реального, поэтому грубое и оскорбительное поведение здесь не редкость» [1].

В интернете человек перестает сдерживать себя и начинает вести себя иначе, чем в реальной жизни, выдвигая свое «псевдо-я» [2]. Шквал информации, опытные, но беспринципные блогеры распространяют информацию и новости по своему собственному выбору, тем самым оказывая влияние на ни о чем не подозревающих граждан, в особенности молодежь [3].

Конечно, с развитием интернета и с появлением возможности загрузки фотографий и видео, наблюдения по веб-камере интернет стал местом первого знакомства людей, желающих построить отношения и в реальной, не связанной с интернетом, жизни. Однако отсутствие рамок и контроля общения между участниками, отсутствие обязательств в отношениях, характерных для общения лицом к лицу, оказывают влияние на то, как юные пользователи представляют себя собеседнику.

Поскольку пастырь уполномочен собирать овец Христовых и сам Христос вверил ему ограждать их и держать в церковной пастве, пастырь не может следовать любому опасному стремлению своих овец, ведь это подвергнет риску всю его миссию. Если увлечение подростков интернетом таит в себе опасности, которые могут явиться роковыми как в формировании здоровой личности, так и развитии духовности и христианского самосознания, тогда пастырская забота священника может стать существенным фактором поиска ориентиров в духовной жизни молодежи.

Само собой разумеется, что привыкание молодежи к бесконтрольному и неразборчивому использованию интернета существенно повышает риск подверженности всем опасностям, о которых было сказано выше. Чем больше времени люди проводят в интернете, тем больше вероятность того, что они потеряются в этой путанице, в бездонном, неконтролируемом и часто безнравственном пространстве. Увеличивается риск, что они впадут в заблуждение и станут жертвами ложной информации, пропаганды, подвергнутся угрозам и насилию со стороны различных дельцов. Чем больше молодежь сидит в интернете, тем больше она пленяется. Часто это пленение носит религиозный характер. Оно осуществляется опасными антирелигиозными и еретическими организациями, ставящими своей целью ввести пользователей интернета в заблуждение и дезориентировать их, порой даже подвергая опасности их жизнь. Молодые люди часто становятся жертвами различных интернет-сообществ, руководители которых ставят своей целью просвещение молодежи и обучение их истине, авторитетными выразителями которой они себя провозглашают.

Опытный наставник своих духовных детей, иерей, должен своевременно прибегнуть к поиску решений всех проблем, которые ставят под угрозу духовное совершенствование людей как наследников Царствия Божьего, так и этого мира. Долг священника как «доброго пастыря» – предпринять все необходимые действия, помогающие сохранить и вернуть всех овец Христа в ограду Церкви. Священник призван проявить усердие в заботе о спасении и благополучии своей паствы. Если иметь в виду, что пастырская миссия осуществляется повсеместно, постоянно и всячески [5], пастырь ответственен за то, чтобы задействовать и предпринять все необходимые меры, дабы защитить молодежь от опасных заблуждений, виной которым интернет.

***

Вся эта игра с псевдоличностями, бесспорно, наносит вред человеческому достоинству, так как подвергает риску распространения и утечки личных данных человека. Файлы визуального и акустического содержания раскрывают подробности личной жизни человека и могут бесконтрольно распространяться между пользователями интернета. При этом владельцы этих файлов часто остаются в неведении. Эта проблема приобретает большие масштабы, когда речь идет о подростках, находящихся в уязвимом возрасте.

Уважение и защита человеческого достоинства предполагает уважение и защиту уникальности каждого отдельного человека. Каждый из нас не похож на другого, и эта различность достойна уважения. Выставление напоказ личной жизни человека с целью осуждения, критики и осмеяния – это сравнивание с землей свободы человеческой личности. Когда это происходит, человек «заключается под стражу», подвергается слежке, ограничивается.

Однако Христос проповедовал человеческую свободу и звал лишь тех, кто хочет отречься от себя и последовать за Ним [6]. Это принимается и с юридической стороны, пишется в текстах законов: «нельзя свободно оскорблять другого человека в интернете, затрагивать его личные данные, обманывать и оспаривать его право на духовную собственность». Признается, что «существует проблема распространения информации о личной и семейной жизни человека без его согласия. При этом человек не является публичной личностью» [8]. Все мы ежедневно становимся свидетелями нарушения интернетом человеческих свобод.

Поскольку Церковь категорично защищает независимость человека, которая непосредственно проистекает из создания человека по образу и подобию Божьему, пастырь должен быть противником всяческой силы, ставящей под сомнение и упраздняющей свободу человеческой личности.

Примечания:

1.  Φραγκουλίδου Φ. С. 42-43.
2.  Suler J., «The Online Disinhibition Effect», Cyberpsychology and Behavior 7, 2004. С. 321–326.
3.  Ρουμελιώτου Μ., «Μέσα Κοινωνικής Δικτύωσης: Η Σύγχρονη Συμμετοχική Δημοκρατία των Νέων Τεχνολογιών»,  http://www.academia.edu/1639955/M. С. 10–11.
4.  Σταυρόπουλος Α., Επιστήμη και Τέχνη της Ποιμαντικής, Αθήνα 1997. С. 38–39.
5.  Евр. 1:1
6. Мк. 8:34
7. Μαντζούφας Π., «Ελευθερία Έκφρασης και Διαδίκτυο»,  Ένεκεν, 2009. С. 29
8. См. выше.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий